Последние темы
Revolver Maps
Наша группа Вконтакте
группа в Одноклассниках
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 33, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 1 и гостей: 32 Нет
Больше всего посетителей (240) здесь было Сб 19 Окт 2024, 09:21
Статистика
Фригг
Участников: 2
Девять Миров :: Руны :: Магия рун :: Теория :: Боги Северного Пантеона
Страница 1 из 1
Фригг
Фригг или Фрия ("возлюбленная"), в германо-скандинавской мифологии богиня брака, любви, семейного очага, олицетворение женского начала в природе, жена Одина (Водана), восседающая рядом с ним на троне Хлидскьяльве, откуда божественные супруги могли обозревать все девять миров. Согласно текстам «Младшей Эдды», от Одина и Фригг происходит род асов. Фригг, "обладая знанием судьбы, никогда не предсказывала ее".
Когда Бальдра, ее любимого сына, мучили тревожные сны, Фригг взяла клятву у всех вещей и существ, что они не причинят ему вреда. Исключением явился побег омелы, не принятый ею во внимание. Это оказалось ошибкой, потому что слепой Хёд по наущению бога огня Локи бросил в Бальдра прут омелы и нечаянно убил его. Фригг пыталась вызволить сына из царства мертвых, но потерпела неудачу, поскольку злокозненный Локи отказался оплакать Бальдра. Преданная жена и мать, Фригг имела много общего с Фрейей, вероятно, обе богини вели свой род от божественной матери-земли
_________________
Tempora mutantur, et nos mutamur in illis
почта практиков форума 9mirovforum@gmail.com
акции форума https://9mirov.forum2x2.ru/t1413-topic#3204
Правила раздела "Диагностика" https://9mirov.forum2x2.ru/t8-topic
Телеграмм https://t.me/Helga_Ingeborg
Re: Фригг
Фригг - официальная жена, супруга Одина. "Младшая Эдда" называет Фригг дочерью Фьёргюн. Фьёргюн - странное на первый взгляд божество. То это отец Фригг, то мать Тора. Но так как Тор иногда называется сыном земли - Ёрд, то считается, что Фьёргюн это земля, порождающая мать-земля. Возможно, Тор и Фригг это партеногенные дети Ёрд или Фьёргюн. Как известно, архаические женские божества могли порождать детей даже без отца. Отсюда и могла случиться путаница с отцом - матерью. Впрочем, можно полагать, что в скандинавской мифологии существовало два существа с именем Фьёргюн - одной мужского, другое - женского пола, но с одним, или подобным именем (Fjorgyn - женское и Fjorgynn - мужское). Как Фрейр и Фрейя. Или даже Ньёрд и Нертус.
Мать Бальдра и Хермода
Фригг - мать Бальдра. Это мать, всецело преданная своему сыну, даже предпринимающая реальные шаги, чтобы уберечь его от напастей, но, тем ни менее, терпящая поражение. Довольно характерный сценарий.
Интересно, что после смерти Бальдра, она идеализирует сына, во время перебранки Локи, считая, что если бы тут был Бальдр, то непременно побил бы Локи. Хотя на пиру собрались все основные боги и до какого-то момента ничего с Локи сделать не смогли.
27
Когда бы сидел здесь,
У Эгира в доме,
Хоть кто-нибудь, Бальдру подобный,
Ты с пиршества асов
Сейчас не ушел бы
Иначе, как больно побитый.
(Перебранка Локи, Старшая Эдда),
Хермод - сын Фригг, появляющийся в мифе о Бальдре. Фригг обещает свою любовь тому, кто поедет в Хель вызволять ее любимого сына. И Хермод, если он действительно сын Фригг, кажется сыном нелюбимым. Похоже, мать больше любит красивого и нежного Бальдра, нежели "мужественного, удалого" Хёрмода.
Супруга и подруга Одина
Фригг - верная жена. Упрекание ее в "Перебранке Локи" в том, что она сожительствовала с Вили и Ве, кроме Одина, кажется шуткой.
26
…хоть муж тебе Видрир,
ты Вили и Ве
обнимала обоих.
(Перебранка Локи, Старшая Эдда)
Вили и Ве появляются только в самом начале мифологического времени как основные движущие силы миропорядка, вместе с Одином. Поскольку "Перебранка Локи" - довольно позднее произведение, обвинение, брошенное Фригг, мне кажется намеком на якобы триединство Одина, пущенное в ход со времен христианства.
Впрочем, упоминание об этом событии есть и в "Саге об Инглингах": "У Одина было два брата… Они правили державой, когда Один был в отлучке. Однажды, когда Один отправился далеко и долго был в отлучке, Асы потеряли надежду, что он вернется. Тогда братья стали делить его наследство, и оба поженились на его жене, Фригг. Но вскоре после этого Один возвратился домой, и он тогда вернул себе свою жену". (Круг Земной, с 12) Но тут этот эпизод больше похож на житейский обычай: если брат умирает или пропадает без вести, его супруга достается брату. В данном случае аж двум. Фригг здесь ничего не решала, потому это ее никак не характеризует.
Впрочем, этот обычай похож на матриархальный порядок наследования власти и собственности. Правил и управлял тот, кто женился на правительнице, жрице, хозяйке - в зависимости от размера и качества власти женщины. Имеет или нет это отношение к Фригг и Одину - точно неизвестно.
Фригг не единожды хитростью одерживала вверх над Одином. В "Истории лангобардов" Павла Диакона рассказывается, как Фригг хитростью добивается победы винилов в битве с вандалами. Хотя вторые просили помощи у самого Одина. А первые - у Фригг.
Известна еще одна история, в которой Фригг, несмотря на первенство в делах и даже изначальную удачу Одина, все же добивается своего хитростью (похоже биться друг с другом об заклад и ставить на разных противников было их обычным супружеским занятием). Это история о двух мальчиках, Гейррёде и Агнаре. Несмотря на удачливость воспитанника Одина, теперь уже конунга, Фригг, своим коварством, да и клеветой, заставляет своего мужа разочароваться в нем.
Фригг - не единственная женщина у Одина. Он влюбляется, соблазняет, обманывает и даже берет силой смертных женщин и великанш. Подобный сюжет вообще обычен для патриархальных религий. Потому Фригг называют "соперницей Ёрд, Ринд, Гуннлёд и Грид", так как Один имел связи и даже детей от этих богинь и великанш. Но Фригг (в отличие от той же греческой Геры) не ревнует явно его самого, и не преследует ни этих женщин, ни их детей.
Вещая Пряха
Считается, что Фригг знает все судьбы мира, но об этом не говорит. Она - пара волхву - Одину, и естественно, должна была бы обладать вещей функцией. Но это и обычное качество супруги верховного бога. (Гера древних греков обладала властью подарить любому смертному дар прорицания.)
Фригг связана с прядением и ткачеством. Как замужняя жена она сидит дома и занимается этим домашним творчеством. Но прядение тесно связано и с понятием судьбы. Судьба человека также прядется как и нить и вплетается в ткань существования. Фрейя прядет, когда к ней приходит женщина (или Локи в обличье женщины) и выведывает судьбу Бальдра.
Женская прялка аналогична оружию мужчины. (Греческая Афина, например, держит в одной руке копье, в другой - веретено.) Ткацкое мастерство требует работы как рук, так и разума. Чтобы сделать полотно, женщина должна мысленно создать план того, что она будет делать, а затем методично создавать ткань ряд за рядом. При этом придается особое значение предвидению, планированию, ремесленному мастерству и терпению. Потому неудивительно, что именно пряхи создают судьбы мира. Прялка является тем же для Фрейи, как молот для Тора или копье у Одина. Созвездие Пояс Ориона шведы называли "Прялка Фригг". В Норвегии было поверье, что в пятницу (день Фригг, все-таки Фригг - Фрии, а не Фрейи) нельзя было делать определенные вещи, чтобы не навредить ткачихам в их деятельности. В Нижней Саксонии Фрау Хольда это седовласая старуха с большими зубами, портящая работу ленивых прях и поощряющая работящих.
Удивительным образом это соотносится со славянским образом Параскевы - Пятницы (Макоши в язычестве), которая покровительствует прядению. Параскева Пятница тоже баба строгая и налагает запрет на само прядение в пятницу. Макошь же в блаженном язычестве была также богиней случая. Возможно, это какой-то общий архетип богини, покровительствующей замужним бабам, прядению и ткачеству, а также строгому соблюдению правил.
Всадница Дикой Охоты
В позднем германском континентальном фольклоре Фригг (или Фрие) соответствует Хольда, или Фрау Хольда. Это имя означает "Милостивая, Добрая" и похоже на эвфемизм. Хольда живет в озере или колодце и является страшилищем для маленьких детей. Она себе забирает некрещеных детей. В этом случае тоже она ведет себя как такая потусторонняя богиня - мать.
Дикая Охота на континенте возглавляется не только Воданом, но и Хольдой - его спутницей. Здесь она представляется в своей самой жуткой ипостаси. Зато тут Фрия оказывается адекватной парой Водану. Конечно, их общий праздник это Йоль. Ее, однако, иногда видят в колеснице, запряженной собаками. Под Новый Год она даже раздает подарки, но только тем, кто слышит щелчки ее хлыста.
В Тюрингии Фрау Хольда - это прекрасная женщина с длинными золотыми волосами. Она также тут покровительствует всем малым существам, включая некрещеных детей.
Современные язычники полагают, что светлый лик Фрау Хольды был обезображен христианством, превратившим ее в чудовищного демона. Такое действительно бывало часто. Однако, разительный контраст между светлой красавицей, покровительницей малых сих и ужасной предводительницей Дикой Охоты соответствует той середине, коей в Скандинавии стала Фригг - умеренной подруге Одина, сдерживающей своего непредсказуемого супруга, прядущей и ткущей свои полотна, знающей обо всем на свете. Примечательно еще то, что языческой Фрау Хольде приписывают похищения маленьких христианских детей.
Фригг и святая Люция
При христианстве Фрия - Фригг соответствовала св. Люции. Она тоже пряха и наказывает нерадивых работниц - тех, кто не прядет в течение года, и наоборот прядет в праздники. В Дании праздник св. Люции отмечается 13 декабря и эта ночь считается временем предсказаний. В Швеции хорошенькая девушка, называемая "Люси" между часом и четырьмя часами ночи одевается в белое платье с красным шарфом и в короне, украшенной вороникой и девятью свечами будит мужчин и угощает их глюгом. В других случаях это бывает всего лишь кофе и печенья. Современные язычники соотносят этот обычай с праздником Остары - подательницы света и жизни и Фрии - хранительницы домашнего очага.
Один и Фригг:
"У конунга Храудунга было два сына: одного звали Агнар, другого - Гейррёд.
Агнару было десять зим, а Гейррёду - восемь. Однажды они поехали вдвоем на лодке со своею снастью половить рыбу. Ветер унес их в открытое море. В ночной темноте их лодка разбилась о берег, они вышли на него и встретили там старика. У него они перезимовали. Старуха ходила за Агнаром, а старик - за Гейррёдом. весной старик дал им лодку. А когда старик и старуха провожали их к берегу, старик поговорил с глазу на глаз с Гейррёдом. Им выдался попутный ветер, и они приплыли к пристани своего отца. Гейррёд был на носу лодки; он выскочил на берег, оттолкнул лодку и сказал: "Плыви туда, где тролли возьмут тебя!" Лодку вынесло в море, а Гейррёд пошел ко двору своего отца. Его хорошо приняли; отец его тогда уже умер. Гейррёд был выбран конунгом и стал знаменитым мужем.
Один и Фригг сидели однажды на престоле Хлидскьяльв и смотрели на все миры. Один сказал: "Видишь ты Агнара, твоего питомца, который народил детей с великаншей в пещере? А Гейррёд, мой питомец конунг и правит страной!" Фригг говорит: "Он так скуп на еду, что морит голодом своих гостей, если ему кажется, что их слишком много пришло". Один говорит, что это величайшая ложь, и они бьются об заклад, об этом.
Фригг послала свою служанку Фуллу к Гейррёду. Она велела остеречь его против чар колдуна, который пришел в его земли, и сказала, что его легко узнать по тому, что ни одна собака, как бы она ни была зла, не нападет на него. Что Гейррёд скуп на еду, было действительно величайшей неправдой. Но человека, на которого собаки не стали лаять, он все же велел схватить. Пришелец был в синем плаще и назвался Гримнир. Больше он о себе ничего не сказал, как его ни расспрашивали. Конунг велел пыткой добиться от него ответа и посадить между двух костров. Так он просидел восемь ночей". (Старшая Эдда. Речи Гримнира.)
Здесь Один и Фригг вначале являются Мудрым Старцем и Мудрой Старицей, воспитывая мальчиков на острове. Возможно, эта часть сюжета как-то связана с детско-подростковыми инициациями. Ведь почему-то очень точно назван возраст мальчиков.
Затем Один учит младшего брата, как избавиться от старшего. Должно быть Одину известно, что отец мальчиков умер, но по старшинству наследником конунга станет старший брат. Потому он помогает младшему брату беспрепятственно идти к власти. То есть в этот момент Один проявляется как Зачинщик Распри, и Колдун. Ведь младший брат не просто выкидывает старшего за борт, что означало бы братоубийство и вообще нехорошее дело. Он выпрыгнул из лодки, а саму лодку заколдовал так, что она вместе с братом пошла "к троллям". Как стало известно позже, старший брат оказался на безымянном острове, где плодил детей с тролльшей.
Все прошло так, как хотел и задумал Один. И Фригг ничего не предпринимает. Но затем муж начинает хвастаться перед женой, на тему "Ну и кто из нас лучше дите воспитал?" Фригг в общем-то сказать нечего, так как Один фактически прав. Она ничего не говорит об Агнаре, но возводит явный поклеп на конунга Гейррёда и принципиально стоит на своем. А Фригг - богиня, как известно, которой все ведомо. Это необходимо выяснить на деле. Так она возбуждает в своем муже его роль Странника. Чтобы очернить конунга в глазах своего покровителя, она сама подстраивает провокацию. В отличие от того, как это делает ее муж, не сама, а чужими руками. И все у нее чудесно выходит.
Одина подозревают как опасного колдуна (что, мягко говоря, недалеко от истины) и пытают, сажая меж двух огней. Тут возможно тоже есть связь с какими-то неизвестными нам ритуалами. А может и просто с пытками. Но на девятый день Агнар, теперь уже сын Гейррёда, дает напиться страннику, тот начинает вещать и пророчить, после чего подозрительный конунг неожиданно падает на свой меч.
А то, что приходит на помощь Одину сын конунга с именем его брата означает правоту Фригг. Дядя, потерянный на заброшенном острове, связан через имя со своим племянником, сыном конунга, вероломного брата. То, что в истории делает племянник с именем Агнар, как бы совершает и его тезка-дядя.
Примечательно то, что Один и Фригг и здесь, в который раз, оказываются инициаторами распри между братьями, или "братскими народами" (например, оказывая предпочтение разным сторонам в битве лангобардов и вандалов), или предпочтением одного брата другому (как в истории Бальдра, где Бальдр - любимец Фригг, а с Одином больше сопоставим Хермод).
Мать Бальдра и Хермода
Фригг - мать Бальдра. Это мать, всецело преданная своему сыну, даже предпринимающая реальные шаги, чтобы уберечь его от напастей, но, тем ни менее, терпящая поражение. Довольно характерный сценарий.
Интересно, что после смерти Бальдра, она идеализирует сына, во время перебранки Локи, считая, что если бы тут был Бальдр, то непременно побил бы Локи. Хотя на пиру собрались все основные боги и до какого-то момента ничего с Локи сделать не смогли.
27
Когда бы сидел здесь,
У Эгира в доме,
Хоть кто-нибудь, Бальдру подобный,
Ты с пиршества асов
Сейчас не ушел бы
Иначе, как больно побитый.
(Перебранка Локи, Старшая Эдда),
Хермод - сын Фригг, появляющийся в мифе о Бальдре. Фригг обещает свою любовь тому, кто поедет в Хель вызволять ее любимого сына. И Хермод, если он действительно сын Фригг, кажется сыном нелюбимым. Похоже, мать больше любит красивого и нежного Бальдра, нежели "мужественного, удалого" Хёрмода.
Супруга и подруга Одина
Фригг - верная жена. Упрекание ее в "Перебранке Локи" в том, что она сожительствовала с Вили и Ве, кроме Одина, кажется шуткой.
26
…хоть муж тебе Видрир,
ты Вили и Ве
обнимала обоих.
(Перебранка Локи, Старшая Эдда)
Вили и Ве появляются только в самом начале мифологического времени как основные движущие силы миропорядка, вместе с Одином. Поскольку "Перебранка Локи" - довольно позднее произведение, обвинение, брошенное Фригг, мне кажется намеком на якобы триединство Одина, пущенное в ход со времен христианства.
Впрочем, упоминание об этом событии есть и в "Саге об Инглингах": "У Одина было два брата… Они правили державой, когда Один был в отлучке. Однажды, когда Один отправился далеко и долго был в отлучке, Асы потеряли надежду, что он вернется. Тогда братья стали делить его наследство, и оба поженились на его жене, Фригг. Но вскоре после этого Один возвратился домой, и он тогда вернул себе свою жену". (Круг Земной, с 12) Но тут этот эпизод больше похож на житейский обычай: если брат умирает или пропадает без вести, его супруга достается брату. В данном случае аж двум. Фригг здесь ничего не решала, потому это ее никак не характеризует.
Впрочем, этот обычай похож на матриархальный порядок наследования власти и собственности. Правил и управлял тот, кто женился на правительнице, жрице, хозяйке - в зависимости от размера и качества власти женщины. Имеет или нет это отношение к Фригг и Одину - точно неизвестно.
Фригг не единожды хитростью одерживала вверх над Одином. В "Истории лангобардов" Павла Диакона рассказывается, как Фригг хитростью добивается победы винилов в битве с вандалами. Хотя вторые просили помощи у самого Одина. А первые - у Фригг.
Известна еще одна история, в которой Фригг, несмотря на первенство в делах и даже изначальную удачу Одина, все же добивается своего хитростью (похоже биться друг с другом об заклад и ставить на разных противников было их обычным супружеским занятием). Это история о двух мальчиках, Гейррёде и Агнаре. Несмотря на удачливость воспитанника Одина, теперь уже конунга, Фригг, своим коварством, да и клеветой, заставляет своего мужа разочароваться в нем.
Фригг - не единственная женщина у Одина. Он влюбляется, соблазняет, обманывает и даже берет силой смертных женщин и великанш. Подобный сюжет вообще обычен для патриархальных религий. Потому Фригг называют "соперницей Ёрд, Ринд, Гуннлёд и Грид", так как Один имел связи и даже детей от этих богинь и великанш. Но Фригг (в отличие от той же греческой Геры) не ревнует явно его самого, и не преследует ни этих женщин, ни их детей.
Вещая Пряха
Считается, что Фригг знает все судьбы мира, но об этом не говорит. Она - пара волхву - Одину, и естественно, должна была бы обладать вещей функцией. Но это и обычное качество супруги верховного бога. (Гера древних греков обладала властью подарить любому смертному дар прорицания.)
Фригг связана с прядением и ткачеством. Как замужняя жена она сидит дома и занимается этим домашним творчеством. Но прядение тесно связано и с понятием судьбы. Судьба человека также прядется как и нить и вплетается в ткань существования. Фрейя прядет, когда к ней приходит женщина (или Локи в обличье женщины) и выведывает судьбу Бальдра.
Женская прялка аналогична оружию мужчины. (Греческая Афина, например, держит в одной руке копье, в другой - веретено.) Ткацкое мастерство требует работы как рук, так и разума. Чтобы сделать полотно, женщина должна мысленно создать план того, что она будет делать, а затем методично создавать ткань ряд за рядом. При этом придается особое значение предвидению, планированию, ремесленному мастерству и терпению. Потому неудивительно, что именно пряхи создают судьбы мира. Прялка является тем же для Фрейи, как молот для Тора или копье у Одина. Созвездие Пояс Ориона шведы называли "Прялка Фригг". В Норвегии было поверье, что в пятницу (день Фригг, все-таки Фригг - Фрии, а не Фрейи) нельзя было делать определенные вещи, чтобы не навредить ткачихам в их деятельности. В Нижней Саксонии Фрау Хольда это седовласая старуха с большими зубами, портящая работу ленивых прях и поощряющая работящих.
Удивительным образом это соотносится со славянским образом Параскевы - Пятницы (Макоши в язычестве), которая покровительствует прядению. Параскева Пятница тоже баба строгая и налагает запрет на само прядение в пятницу. Макошь же в блаженном язычестве была также богиней случая. Возможно, это какой-то общий архетип богини, покровительствующей замужним бабам, прядению и ткачеству, а также строгому соблюдению правил.
Всадница Дикой Охоты
В позднем германском континентальном фольклоре Фригг (или Фрие) соответствует Хольда, или Фрау Хольда. Это имя означает "Милостивая, Добрая" и похоже на эвфемизм. Хольда живет в озере или колодце и является страшилищем для маленьких детей. Она себе забирает некрещеных детей. В этом случае тоже она ведет себя как такая потусторонняя богиня - мать.
Дикая Охота на континенте возглавляется не только Воданом, но и Хольдой - его спутницей. Здесь она представляется в своей самой жуткой ипостаси. Зато тут Фрия оказывается адекватной парой Водану. Конечно, их общий праздник это Йоль. Ее, однако, иногда видят в колеснице, запряженной собаками. Под Новый Год она даже раздает подарки, но только тем, кто слышит щелчки ее хлыста.
В Тюрингии Фрау Хольда - это прекрасная женщина с длинными золотыми волосами. Она также тут покровительствует всем малым существам, включая некрещеных детей.
Современные язычники полагают, что светлый лик Фрау Хольды был обезображен христианством, превратившим ее в чудовищного демона. Такое действительно бывало часто. Однако, разительный контраст между светлой красавицей, покровительницей малых сих и ужасной предводительницей Дикой Охоты соответствует той середине, коей в Скандинавии стала Фригг - умеренной подруге Одина, сдерживающей своего непредсказуемого супруга, прядущей и ткущей свои полотна, знающей обо всем на свете. Примечательно еще то, что языческой Фрау Хольде приписывают похищения маленьких христианских детей.
Фригг и святая Люция
При христианстве Фрия - Фригг соответствовала св. Люции. Она тоже пряха и наказывает нерадивых работниц - тех, кто не прядет в течение года, и наоборот прядет в праздники. В Дании праздник св. Люции отмечается 13 декабря и эта ночь считается временем предсказаний. В Швеции хорошенькая девушка, называемая "Люси" между часом и четырьмя часами ночи одевается в белое платье с красным шарфом и в короне, украшенной вороникой и девятью свечами будит мужчин и угощает их глюгом. В других случаях это бывает всего лишь кофе и печенья. Современные язычники соотносят этот обычай с праздником Остары - подательницы света и жизни и Фрии - хранительницы домашнего очага.
Один и Фригг:
"У конунга Храудунга было два сына: одного звали Агнар, другого - Гейррёд.
Агнару было десять зим, а Гейррёду - восемь. Однажды они поехали вдвоем на лодке со своею снастью половить рыбу. Ветер унес их в открытое море. В ночной темноте их лодка разбилась о берег, они вышли на него и встретили там старика. У него они перезимовали. Старуха ходила за Агнаром, а старик - за Гейррёдом. весной старик дал им лодку. А когда старик и старуха провожали их к берегу, старик поговорил с глазу на глаз с Гейррёдом. Им выдался попутный ветер, и они приплыли к пристани своего отца. Гейррёд был на носу лодки; он выскочил на берег, оттолкнул лодку и сказал: "Плыви туда, где тролли возьмут тебя!" Лодку вынесло в море, а Гейррёд пошел ко двору своего отца. Его хорошо приняли; отец его тогда уже умер. Гейррёд был выбран конунгом и стал знаменитым мужем.
Один и Фригг сидели однажды на престоле Хлидскьяльв и смотрели на все миры. Один сказал: "Видишь ты Агнара, твоего питомца, который народил детей с великаншей в пещере? А Гейррёд, мой питомец конунг и правит страной!" Фригг говорит: "Он так скуп на еду, что морит голодом своих гостей, если ему кажется, что их слишком много пришло". Один говорит, что это величайшая ложь, и они бьются об заклад, об этом.
Фригг послала свою служанку Фуллу к Гейррёду. Она велела остеречь его против чар колдуна, который пришел в его земли, и сказала, что его легко узнать по тому, что ни одна собака, как бы она ни была зла, не нападет на него. Что Гейррёд скуп на еду, было действительно величайшей неправдой. Но человека, на которого собаки не стали лаять, он все же велел схватить. Пришелец был в синем плаще и назвался Гримнир. Больше он о себе ничего не сказал, как его ни расспрашивали. Конунг велел пыткой добиться от него ответа и посадить между двух костров. Так он просидел восемь ночей". (Старшая Эдда. Речи Гримнира.)
Здесь Один и Фригг вначале являются Мудрым Старцем и Мудрой Старицей, воспитывая мальчиков на острове. Возможно, эта часть сюжета как-то связана с детско-подростковыми инициациями. Ведь почему-то очень точно назван возраст мальчиков.
Затем Один учит младшего брата, как избавиться от старшего. Должно быть Одину известно, что отец мальчиков умер, но по старшинству наследником конунга станет старший брат. Потому он помогает младшему брату беспрепятственно идти к власти. То есть в этот момент Один проявляется как Зачинщик Распри, и Колдун. Ведь младший брат не просто выкидывает старшего за борт, что означало бы братоубийство и вообще нехорошее дело. Он выпрыгнул из лодки, а саму лодку заколдовал так, что она вместе с братом пошла "к троллям". Как стало известно позже, старший брат оказался на безымянном острове, где плодил детей с тролльшей.
Все прошло так, как хотел и задумал Один. И Фригг ничего не предпринимает. Но затем муж начинает хвастаться перед женой, на тему "Ну и кто из нас лучше дите воспитал?" Фригг в общем-то сказать нечего, так как Один фактически прав. Она ничего не говорит об Агнаре, но возводит явный поклеп на конунга Гейррёда и принципиально стоит на своем. А Фригг - богиня, как известно, которой все ведомо. Это необходимо выяснить на деле. Так она возбуждает в своем муже его роль Странника. Чтобы очернить конунга в глазах своего покровителя, она сама подстраивает провокацию. В отличие от того, как это делает ее муж, не сама, а чужими руками. И все у нее чудесно выходит.
Одина подозревают как опасного колдуна (что, мягко говоря, недалеко от истины) и пытают, сажая меж двух огней. Тут возможно тоже есть связь с какими-то неизвестными нам ритуалами. А может и просто с пытками. Но на девятый день Агнар, теперь уже сын Гейррёда, дает напиться страннику, тот начинает вещать и пророчить, после чего подозрительный конунг неожиданно падает на свой меч.
А то, что приходит на помощь Одину сын конунга с именем его брата означает правоту Фригг. Дядя, потерянный на заброшенном острове, связан через имя со своим племянником, сыном конунга, вероломного брата. То, что в истории делает племянник с именем Агнар, как бы совершает и его тезка-дядя.
Примечательно то, что Один и Фригг и здесь, в который раз, оказываются инициаторами распри между братьями, или "братскими народами" (например, оказывая предпочтение разным сторонам в битве лангобардов и вандалов), или предпочтением одного брата другому (как в истории Бальдра, где Бальдр - любимец Фригг, а с Одином больше сопоставим Хермод).
_________________
Tempora mutantur, et nos mutamur in illis
почта практиков форума 9mirovforum@gmail.com
акции форума https://9mirov.forum2x2.ru/t1413-topic#3204
Правила раздела "Диагностика" https://9mirov.forum2x2.ru/t8-topic
Телеграмм https://t.me/Helga_Ingeborg
Luka поставил(а) лайк
Re: Фригг
Фригг, или Фригга (др.-сканд. Frigg); также Фрия (др.-в.-нем. Frija, «возлюбленная») — в германо-скандинавской мифологии жена Одина, верховная богиня. Родоначальница рода асов. Покровительствует любви, браку, домашнему очагу, деторождению. Является провидицей, которой известна судьба любого человека, но которая не делится этими знаниями ни с кем.
Матерью Фригг считается Фьоргюн (предположительно богиня земли), а отцом — Нат из рода великанов.
Сыновья Фригг и Одина: Бальдр, Хёд, Хермод.
Фригг обитает в Фенсалире (англ. Fensalir; болотный чертог, иногда переводится как морской, водный или океанический). Её помощницы — сестра и служанка Фулла, посланница Гна и Глин — защитница людей. Не вполне известно, являются они самостоятельными личностями или воплощениями Фригг.
Символами Фригг являются прялка и пояс с ключами и цапля.
День недели «пятница» в германских языках (нем. Freitag, англ. Friday, и т. п.) назван по имени Фригг, но предполагается также контаминация с Фрейей, богиней из рода ванов, уступивших место культу асов.
Х. Эллис-Девидсон в своей работе «Lost Beliefs of Northern Europe» пишет, что традиционные подношения богине Фригг (локоны волос, куски льна и домашняя утварь) часто находят у каменных алтарей на берегах различных водоемов, причем датируют их первыми веками нашей эры (то есть задолго до так называемой «эпохи викингов»).
Фригг является супругой Одина, ее называют мудрейшей из богинь и матерью всех асов (в частности, такой оборот присутствует в погребальной песне «Sonatorrek» Эгиля Скаллагримсона). Традиционно Фригг почитается как богиня брака, любви (не страсти, как Фрейя), семейного очага и плодородия (сугубо в контексте деторождения).
Богиню Фригг иногда рассматривают как предводительницу норн или идис (стихийных духов). В этом контексте нельзя не вспомнить титул Фрейи – Ванадис («Vanadis» или «Wanadis»), что значит «дочь ванов». В тоже время словоформа «dis» вполне вероятно может восходить к форме «idises», которая как раз и обозначает духов идис. То есть титул Ванадис на самом деле больше подходит Фригг, чем Фрейе (если, конечно, не учитывать, что это может быть одна и та же богиня).
В разное время и в разных регионах Северной Европы скандинавская богиня Фригг была известна под именами Перта («Perchte»), Хольда («Holda») и Фрау Год («Fru Gode»), причем под именем Фрау Год (обычно эту форму переводят как «госпожа вод») она присутствует в позднегерманском фольклоре, управляя Дикой Охотой вместе со своим супругом Воданом. Некоторые исследователи полагают, что Фрау Год (Фригг) выступает здесь не супругой, а фактически женской ипостасью Водана (Одина). В свою очередь германская Петра (или Берта) следила за тем, насколько хорошо пряхи выполняли свое дело и успевали ли они закончить свои дела к Йольским празднествам. Подобно «оригинальной» Фригг, Берта в этом смысле выступает покровительницей и охранительницей социальных норм и традиционных устоев. И, кстати, живет она в озере (вспоминаем «морской чертог» богини викингов). В работе «Teutonic Mythology» Ягоба Гримма говорится о том, что Берта (равно как и ее более поздний вариант – Хольда) помогает трудолюбивой пряхе, наполняя их веретено за одну ночь. Нерадивой пряхе, которая ленится работать, Берта поджигает веретено. В данном контексте не стоит забывать о сакральном значении прядения, которое, вероятно, имело вполне конкретную связь с сейдом (тут вновь стоит вспомнить сюжет из «Песни Валькирий»). Однако позже образ скандинавской богини Фригг, как мистической пряхи, всплывает уже в христианизированной Европе под именем святой Люсии (в некоторых источника ее так и называют – Люсия-пряха). Вальдемар Лингман в своей работе «Traditionswanderungen Euphrat-Rhein II» говорит о том, что святая Люсия наказывает девушек, которые не трудились в течение года, или же пряли в ее персональный день (13 декабря). Также Лингман описывает традицию, по которой в день святой Люсии самую красивую девушку наряжали в платье нежно-белого цвета, укутывали красным шерстяным шарфом и украшали короной из «вороньих ягод», между которых устанавливалось девять небольших свечей. Девушка посещала каждый дом в деревне, поднося его хозяевам «gløgg» (алкогольная настойка с медом и травами). Вероятно, если Остара у германских народов являлась «летней богиней», несущей свет и тепло, то в зимний период те же функции выполняла Фригг-Перта-Хольда-Люсия.
Согласно эддическим текстам, скандинавская богиня Фригг обладает пророческим даром, она ведает судьбами людей и богов, но никому не раскрывает тайны будущего. Знаменитый эддический эпизод рассказывает о том, как Фригг единственный раз пошла наперекор своим принципам, попытавшись изменить известное ей будущее, – это легенда о гибели Бальдра, сына Одина и Фригг. Богиня заклинала все живое и не живое в попытке защитить сына, но в результате именно ее действия и привели к гибели Бальдра. В этом смысле миф является показательным и, вероятно, скрывает в себе философскую идею о неотвратимости судьбы. Символом Фригг является веретено, и это крайне важный момент, который поясняет, насколько значимое место занимала данная богиня в древнескандинавском пантеоне. Как известно, норны сплетают людские судьбы из нитей, но прядет эти нити именно Фригг. В эзотерическом контексте норны работают с материей, воплощая ее в реальном мире, тогда как Фригг создает первоматерию – основу жизни и существования всего. Хотя в эддических текстах богиня Фригг не называется пряхой, во многих скальдических произведениях присутствует слово «Friggerock», что в переводе означает «веретено Фригг», либо просто «прялка». Этим же словом в южных областях Скандинавии именовали созвездие «Пояс Ориона».
Пророческий дар богини Фригг указывает на то, что она владела сейдом и спа, сакральными медитативными практиками, характерными для североевропейской шаманической традиции. И хотя сейд (или зейд) был прерогативой женщин, Фригг обучила этому искусству своего супруга Одина, который также обрел пророческий дар. То есть в этом смысле все сакральные знания Одина вторичны – он учится сейду у Фригг, получает мудрость у Мимира (отдав ему свой правый глаз), открывает руны, принося себя в жертву Иггдрасилю, перед Рагнареком советуется с набальзамированной головой Мимира. Что же касается знаний скандинавской богини Фригг (а также норн и всех ванов – Фрейи, Фрейра, Ньёрда), то они стихийные, инстинктивные, что характерно как раз для ванов, но не для асов.
В честь богини назван астероид (77) Фригга, открытый в 1862 году.
Матерью Фригг считается Фьоргюн (предположительно богиня земли), а отцом — Нат из рода великанов.
Сыновья Фригг и Одина: Бальдр, Хёд, Хермод.
Фригг обитает в Фенсалире (англ. Fensalir; болотный чертог, иногда переводится как морской, водный или океанический). Её помощницы — сестра и служанка Фулла, посланница Гна и Глин — защитница людей. Не вполне известно, являются они самостоятельными личностями или воплощениями Фригг.
Символами Фригг являются прялка и пояс с ключами и цапля.
День недели «пятница» в германских языках (нем. Freitag, англ. Friday, и т. п.) назван по имени Фригг, но предполагается также контаминация с Фрейей, богиней из рода ванов, уступивших место культу асов.
Х. Эллис-Девидсон в своей работе «Lost Beliefs of Northern Europe» пишет, что традиционные подношения богине Фригг (локоны волос, куски льна и домашняя утварь) часто находят у каменных алтарей на берегах различных водоемов, причем датируют их первыми веками нашей эры (то есть задолго до так называемой «эпохи викингов»).
Фригг является супругой Одина, ее называют мудрейшей из богинь и матерью всех асов (в частности, такой оборот присутствует в погребальной песне «Sonatorrek» Эгиля Скаллагримсона). Традиционно Фригг почитается как богиня брака, любви (не страсти, как Фрейя), семейного очага и плодородия (сугубо в контексте деторождения).
Богиню Фригг иногда рассматривают как предводительницу норн или идис (стихийных духов). В этом контексте нельзя не вспомнить титул Фрейи – Ванадис («Vanadis» или «Wanadis»), что значит «дочь ванов». В тоже время словоформа «dis» вполне вероятно может восходить к форме «idises», которая как раз и обозначает духов идис. То есть титул Ванадис на самом деле больше подходит Фригг, чем Фрейе (если, конечно, не учитывать, что это может быть одна и та же богиня).
В разное время и в разных регионах Северной Европы скандинавская богиня Фригг была известна под именами Перта («Perchte»), Хольда («Holda») и Фрау Год («Fru Gode»), причем под именем Фрау Год (обычно эту форму переводят как «госпожа вод») она присутствует в позднегерманском фольклоре, управляя Дикой Охотой вместе со своим супругом Воданом. Некоторые исследователи полагают, что Фрау Год (Фригг) выступает здесь не супругой, а фактически женской ипостасью Водана (Одина). В свою очередь германская Петра (или Берта) следила за тем, насколько хорошо пряхи выполняли свое дело и успевали ли они закончить свои дела к Йольским празднествам. Подобно «оригинальной» Фригг, Берта в этом смысле выступает покровительницей и охранительницей социальных норм и традиционных устоев. И, кстати, живет она в озере (вспоминаем «морской чертог» богини викингов). В работе «Teutonic Mythology» Ягоба Гримма говорится о том, что Берта (равно как и ее более поздний вариант – Хольда) помогает трудолюбивой пряхе, наполняя их веретено за одну ночь. Нерадивой пряхе, которая ленится работать, Берта поджигает веретено. В данном контексте не стоит забывать о сакральном значении прядения, которое, вероятно, имело вполне конкретную связь с сейдом (тут вновь стоит вспомнить сюжет из «Песни Валькирий»). Однако позже образ скандинавской богини Фригг, как мистической пряхи, всплывает уже в христианизированной Европе под именем святой Люсии (в некоторых источника ее так и называют – Люсия-пряха). Вальдемар Лингман в своей работе «Traditionswanderungen Euphrat-Rhein II» говорит о том, что святая Люсия наказывает девушек, которые не трудились в течение года, или же пряли в ее персональный день (13 декабря). Также Лингман описывает традицию, по которой в день святой Люсии самую красивую девушку наряжали в платье нежно-белого цвета, укутывали красным шерстяным шарфом и украшали короной из «вороньих ягод», между которых устанавливалось девять небольших свечей. Девушка посещала каждый дом в деревне, поднося его хозяевам «gløgg» (алкогольная настойка с медом и травами). Вероятно, если Остара у германских народов являлась «летней богиней», несущей свет и тепло, то в зимний период те же функции выполняла Фригг-Перта-Хольда-Люсия.
Согласно эддическим текстам, скандинавская богиня Фригг обладает пророческим даром, она ведает судьбами людей и богов, но никому не раскрывает тайны будущего. Знаменитый эддический эпизод рассказывает о том, как Фригг единственный раз пошла наперекор своим принципам, попытавшись изменить известное ей будущее, – это легенда о гибели Бальдра, сына Одина и Фригг. Богиня заклинала все живое и не живое в попытке защитить сына, но в результате именно ее действия и привели к гибели Бальдра. В этом смысле миф является показательным и, вероятно, скрывает в себе философскую идею о неотвратимости судьбы. Символом Фригг является веретено, и это крайне важный момент, который поясняет, насколько значимое место занимала данная богиня в древнескандинавском пантеоне. Как известно, норны сплетают людские судьбы из нитей, но прядет эти нити именно Фригг. В эзотерическом контексте норны работают с материей, воплощая ее в реальном мире, тогда как Фригг создает первоматерию – основу жизни и существования всего. Хотя в эддических текстах богиня Фригг не называется пряхой, во многих скальдических произведениях присутствует слово «Friggerock», что в переводе означает «веретено Фригг», либо просто «прялка». Этим же словом в южных областях Скандинавии именовали созвездие «Пояс Ориона».
Пророческий дар богини Фригг указывает на то, что она владела сейдом и спа, сакральными медитативными практиками, характерными для североевропейской шаманической традиции. И хотя сейд (или зейд) был прерогативой женщин, Фригг обучила этому искусству своего супруга Одина, который также обрел пророческий дар. То есть в этом смысле все сакральные знания Одина вторичны – он учится сейду у Фригг, получает мудрость у Мимира (отдав ему свой правый глаз), открывает руны, принося себя в жертву Иггдрасилю, перед Рагнареком советуется с набальзамированной головой Мимира. Что же касается знаний скандинавской богини Фригг (а также норн и всех ванов – Фрейи, Фрейра, Ньёрда), то они стихийные, инстинктивные, что характерно как раз для ванов, но не для асов.
В честь богини назван астероид (77) Фригга, открытый в 1862 году.
_________________
Tempora mutantur, et nos mutamur in illis
почта практиков форума 9mirovforum@gmail.com
акции форума https://9mirov.forum2x2.ru/t1413-topic#3204
Правила раздела "Диагностика" https://9mirov.forum2x2.ru/t8-topic
Телеграмм https://t.me/Helga_Ingeborg
Luka и Lorik поставили лайк
Luka- Практик
- Выпускница школы рун
Выпускник школы медиумов
Выпускник школы славянских рун
Выпускник школы Многомерной медицины
Сообщения : 8632
Репутация : 1738
Дата регистрации : 2018-08-02
Откуда : Украина
Хельга поставил(а) лайк
Девять Миров :: Руны :: Магия рун :: Теория :: Боги Северного Пантеона
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Сегодня в 09:11 автор tesla1
» Расклад недели "Что меня ждет?"
Сегодня в 08:31 автор Хельга
» Толкование сновидений от Ханны
Сегодня в 05:27 автор tesla1
» Абсолютное Всеисполняющее Сердце
Вчера в 19:14 автор Dzhana
» Помощь в трактовке раскладов Таро
Вчера в 14:44 автор Лес
» Буддизм
Вс 24 Ноя 2024, 18:36 автор Хельга
» Фильмы, сериалы.
Вс 24 Ноя 2024, 18:32 автор Хельга
» Взгляд в зеркало И-цзин.
Пт 22 Ноя 2024, 21:17 автор Dzhana
» Архангельская защита
Пт 22 Ноя 2024, 14:56 автор Licena
» Акция "Ответ на Таро Николетты Чекколи" от Хельги
Пт 22 Ноя 2024, 14:54 автор Pusha
» Вопросы об отношениях. Ответ на Таро.
Пт 22 Ноя 2024, 11:13 автор Хельга
» Оберег при чистках для практика.
Чт 21 Ноя 2024, 05:48 автор Танита
» Став "Триумфальная победа в суде" Автор Мерэя
Сб 16 Ноя 2024, 21:00 автор Хельга
» СТАВ "НУЖНОЕ СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ"
Сб 16 Ноя 2024, 20:15 автор Хельга
» Став "Выиграть судебный процесс".
Сб 16 Ноя 2024, 09:04 автор Хельга
» Синхронность событий.
Ср 13 Ноя 2024, 16:22 автор Dzhana
» ЧИСТКА (СБРОС) НЕУДАЧ, БОЛЕЗНЕЙ И ССОР С ДОМА НА ВЕНИК
Ср 13 Ноя 2024, 13:14 автор Хельга
» Отжиг негатива свечой
Ср 13 Ноя 2024, 13:01 автор Хельга
» Диагностика магических способностей
Вс 10 Ноя 2024, 18:21 автор Хельга
» Дар напрасный, дар случайный…
Вс 10 Ноя 2024, 15:27 автор Dzhana
» Пало Санто
Вс 10 Ноя 2024, 11:05 автор Luka
» "Карта дня" , "Расклад недели" на форуме "Девять миров"
Вс 10 Ноя 2024, 09:40 автор Хельга
» Философия гадательных практик.
Чт 07 Ноя 2024, 14:47 автор Dzhana
» Диагностика негатива от Хельги
Вт 05 Ноя 2024, 18:32 автор Окси
» Обряд "Снять одиночество" (авт. rokelia)
Вт 05 Ноя 2024, 15:25 автор Licena