Девять Миров
Добро пожаловать на форум "Девять миров"!
Представление о березе у славян Ezgif-10
Девять Миров
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Луна ON-LINE
Представление о березе у славян Luna150x150

Последние темы
» Толкование сновидений от Ханны
Представление о березе у славян EmptyСегодня в 12:26 pm автор Ханна

» Расклад недели "Что меня ждет?"
Представление о березе у славян EmptyСегодня в 11:21 am автор Luka

» Отжиг негатива свечой
Представление о березе у славян EmptyВчера в 8:41 pm автор Хельга

» Вопросы об отношениях. Ответ на Таро.
Представление о березе у славян EmptyВс Ноя 10, 2024 6:22 pm автор tesla1

» Диагностика магических способностей
Представление о березе у славян EmptyВс Ноя 10, 2024 6:21 pm автор Хельга

» Дар напрасный, дар случайный…
Представление о березе у славян EmptyВс Ноя 10, 2024 3:27 pm автор Dzhana

» Пало Санто
Представление о березе у славян EmptyВс Ноя 10, 2024 11:05 am автор Luka

» Свободное общение форумчан
Представление о березе у славян EmptyВс Ноя 10, 2024 9:56 am автор Хельга

» "Карта дня" , "Расклад недели" на форуме "Девять миров"
Представление о березе у славян EmptyВс Ноя 10, 2024 9:40 am автор Хельга

» Синхронность событий.
Представление о березе у славян EmptyПт Ноя 08, 2024 9:21 pm автор Хельга

» Философия гадательных практик.
Представление о березе у славян EmptyЧт Ноя 07, 2024 2:47 pm автор Dzhana

» Диагностика негатива от Хельги
Представление о березе у славян EmptyВт Ноя 05, 2024 6:32 pm автор Окси

» Обряд "Снять одиночество" (авт. rokelia)
Представление о березе у славян EmptyВт Ноя 05, 2024 3:25 pm автор Licena

» Руны
Представление о березе у славян EmptyПн Ноя 04, 2024 9:16 am автор Dzhana

» Магия россыпью
Представление о березе у славян EmptyВс Ноя 03, 2024 4:28 pm автор Luka

» Журналы, газеты.
Представление о березе у славян EmptyСб Ноя 02, 2024 5:36 pm автор Dzhana

» Гадания онлайн.
Представление о березе у славян EmptyСб Ноя 02, 2024 4:02 pm автор Dzhana

» Нумерология
Представление о березе у славян EmptyСб Ноя 02, 2024 3:39 pm автор Dzhana

» Немного юмора.....
Представление о березе у славян EmptyПн Окт 28, 2024 3:53 pm автор Хельга

» Анализ жизненной ситуации (блиц- ответ от Хельги)
Представление о березе у славян EmptyПт Окт 25, 2024 11:56 am автор tesla1

» Диагностика магической работы
Представление о березе у славян EmptyПт Окт 25, 2024 10:56 am автор Лес

» Нумерологические коды
Представление о березе у славян EmptyПт Окт 25, 2024 9:44 am автор Dzhana

» Неприятные стороны геомантии.
Представление о березе у славян EmptyЧт Окт 24, 2024 7:43 pm автор Dzhana

» Мифы, легенды, сказки.
Представление о березе у славян EmptyЧт Окт 24, 2024 11:42 am автор Luka

» Боги и Богини Севера
Представление о березе у славян EmptyВт Окт 22, 2024 12:42 pm автор Luka

Revolver Maps

Наша группа Вконтакте

группа в Одноклассниках

Время
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 9, из них зарегистрированных: 1, скрытых: 0 и гостей: 8 :: 1 поисковая система

Хельга

[ Посмотреть весь список ]


Больше всего посетителей (240) здесь было Сб Окт 19, 2024 9:21 am
Статистика

Представление о березе у славян

Перейти вниз

Представление о березе у славян Empty Представление о березе у славян

Сообщение автор Нерг Сб Дек 07, 2019 4:45 pm

Представление о березе у славян Img_1210

Представление о березе у славян
Поскольку приведенные выше данные убедительно показывают связь березы с женским божеством, рассмотрим подробнее связанные с нею представления, тем более что на Руси она пользовалась особым почитанием. Как отмечают лингвисты, славянское название березы не только восходит к эпохе индоевропейской общности, но и изначально связано с понятиями «светиться», «блестеть», а в метафорическом значении с понятиями «ритуальной чистоты» и «невинности». «Повидимому, — писал в свое время Д.К. Зеленин, — некогда излюбленными тотемами предков восточных славян служили деревья, в частности береза». Весной она распускалась первой из деревьев, целебные и тонизирующие свойства ее сока были известны издревле, березовые дрова горят особенно жарко, выделяя больше тепла по сравнению с другими деревьями, наконец, из коры березы изготавливались многочисленные предметы обихода и лапти. Все это объясняет то, что береза стала символизировать расцветающую весеннюю природу и пользоваться особым поклонением. Одним из проявлений этого было то, что у ряда славянских народов месяц март был назван в честь этого дерева: укр. березозол, чеш., словац. brezen, венд, brazen, лит. birzelis.

Это особенно показательно в свете того, что в древности как на Руси, так и у других индоевропейских народов новый год начинался именно в марте и береза, таким образом, символизировала начало годового цикла. Кроме того, как было показано выше, в южнославянской традиции именно с олицетворявшим март женским персонажем был связан архаичный сюжет об инцесте. В русских народных песнях береза сулит счастье и богатство:

Во поле березонька Не старится,

Все кужлявится...

Тому жить-быть богато,

Ходить хорошо.

Д.К. Зеленин приводит многочисленные примеры почитания этого дерева, сохранившиеся подчас до начала XX в.: «Русские в районе Тотьмы считали несчастным для стройки то место, где прежде росли березы — очевидно потому, что рубка или корчевка растущих берез считалась запретною, «грехом». В районе Сольвычего дека русские не пользовались березовыми дровами, предпочитая им сосновые и еловые, — хотя эти последние считались естественно худшими по сравнению с березовыми... Русские на Алтае считали грехом пить березовый сок: «все равно что блуд творить»; верили, что если сок березы прольется из дерева на снег, то он окрасится в кровавый цвет». Понятно, что перечисленные запреты не были повсеместными, однако они указывают на восприятие березы как живого существа. «Вообще березу, в противоположность осине, иве, бузине и некоторым другим деревьям, русские и белорусы считали «хорошим деревом», которое приносит человеку лишь одно добро». Для получения богатого урожая злаков березовые ветки втыкали в поле, а для того, чтобы «велись» кони, полено этого дерева закапывалось под порогом конюшни.

Завивание (заламывание) березки было основой троицко-семицких обрядов у русских, у которых он был распространен почти повсеместно. Как отмечают этнографы, при завивании березки в семик девушки кумились, как бы становясь друг другу кровными родственниками, а развивая их, раскумлялись. Анализируя смысл этого обряда, В.К. Соколова отмечает: «Кумовство на семик, как можно думать, действительно восходит к обрядам родового общества. Это, скорее всего, было принятие в род, признание им полноправными членами девушек, достигших брачного возраста, своего рода инициация, показывающая, что они готовы к браку. Кумовство-посестримство скрепляло половозрастной женский союз.

Производились эти обряды в начале лета, начинавшегося расцвета природы, от нее уже ждали плодов. Девушка, достигшая половой зрелости, также должна была стать женщиной. Это подчеркивало и сбрасывание венка — символа девичества (позже это стало гаданием — выйдет ли девушка замуж). Тот факт, что завивание березы и все действия при этом производились раньше в некоторых местах девушками тайно, иногда под руководством пожилой знающей женщины, как будто подтверждает предположение, что в основе это было инициацией. Когда эти действия вошли в состав русской троицкой обрядности, их первоначальный смысл был давно забыт, остались лишь некоторые действия, которые были трансформированы в соответствии с основной идеей празднества — культом дерева, подчинены ей». При этом исследовательница отмечает, что отсутствие этого обряда у украинцев, белорусов в северных русских областях показывает, что отдельные элементы вошли в него сравнительно поздно, когда праздник Купалы у русских утрачивал свое значение. Хоть ареал распространения данного праздника и свидетельствует в пользу предположения исследовательницы, однако «Слово Исайи пророка о поставляющих вторую трапезу Роду и рожаницам» уже осуждает одно из его ключевых действий: «Волсви и еретицы и богомЪрскии бабы кудесницы и иная множайшая волшебствуютъ, и березки подвязываютъ и вЪтвие сплетают, живъ (да жив) боудеть члвкъ того лЪта... и съ робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ...» В челобитной 1636 г. вновь осуждаются явно языческие обряды, совершавшиеся на «семик»: «В семый четверток по пасце собираются жены и девицы под древа, под березы и приносят яко жертвы: пироги и каши и яичницы и, поклонясь березам, учнут песни сатанинские, приплетая, пети и дланми плескати и всяко бесятся».

_________________
Представление о березе у славян 49837710

Почта практиков
9mirovforum@gmail.com
Нерг
Нерг
Смотритель
Смотритель

Сообщения : 3321
Репутация : 952
Дата регистрации : 2016-07-12

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения