Девять Миров
Добро пожаловать на форум "Девять миров"!
Представление о березе у славян Ezgif-10


Join the forum, it's quick and easy

Девять Миров
Добро пожаловать на форум "Девять миров"!
Представление о березе у славян Ezgif-10
Девять Миров
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Луна ON-LINE
Представление о березе у славян Luna150x150

Яндекс
Статистика
Последние темы
» ✨ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НА КАРТАХ ТАРО✨
Представление о березе у славян EmptyСегодня в 10:55 автор Хельга

» Анализ сексуальности с помощью Таро
Представление о березе у славян EmptyСегодня в 10:46 автор Хельга

» Акция "Расклад ключ"
Представление о березе у славян EmptyВчера в 23:34 автор Murasaki

» Практическая диагностика. Экзорцизм. Открытие 3-го глаза. Повышение вибраций.
Представление о березе у славян EmptyВчера в 21:37 автор Николай Валитов

» Анализ жизненной ситуации (блиц- ответ от Хельги)
Представление о березе у славян EmptyВчера в 20:54 автор irisska

» Акция на Таро Нового Эона.
Представление о березе у славян EmptyВчера в 20:50 автор irisska

» О страдании важной хернёй.
Представление о березе у славян EmptyВчера в 10:23 автор Luka

» Толкование сновидений от Ларисы
Представление о березе у славян EmptyВчера в 06:38 автор Дишота

» Принцип создания рунических формул
Представление о березе у славян EmptyПн 12 Апр 2021, 22:05 автор Luka

» Астрологический расчет профессий и талантов
Представление о березе у славян EmptyПн 12 Апр 2021, 09:22 автор Астра

» Таро "Cult of Wisdom" "Культ мудрости" (описание карт)
Представление о березе у славян EmptyВс 11 Апр 2021, 22:17 автор Luka

» Диагностика негатива от Нерга
Представление о березе у славян EmptyВс 11 Апр 2021, 20:23 автор Окси

»  Стихи Сергея Людкевича
Представление о березе у славян EmptyВс 11 Апр 2021, 16:00 автор Хельга

» Защита дома и благ (авт. Kassius)
Представление о березе у славян EmptyВс 11 Апр 2021, 09:14 автор Хельга

» Став "Вкусная еда" (авт. Kassius)
Представление о березе у славян EmptyВс 11 Апр 2021, 09:04 автор Хельга

» Кармическая задача этого воплощения+ Уран в вашей карте.
Представление о березе у славян EmptyСб 10 Апр 2021, 19:39 автор Астра

» Расчет по финансовым показателям вашей натальной карты
Представление о березе у славян EmptyСб 10 Апр 2021, 19:36 автор Астра

» Свободное общение форумчан
Представление о березе у славян EmptyСб 10 Апр 2021, 17:54 автор Luka

» Школа рун "Валькирия" открывает набор
Представление о березе у славян EmptyПт 09 Апр 2021, 12:49 автор Хельга

» Таро "Cult of Wisdom" "Культ мудрости" (галерея)
Представление о березе у славян EmptyПт 09 Апр 2021, 10:32 автор marina1960

» Расчёт Арканов судьбы по методу А.Л. Бажина
Представление о березе у славян EmptyЧт 08 Апр 2021, 20:18 автор Хельга

» Чудеса
Представление о березе у славян EmptyСр 07 Апр 2021, 22:16 автор Хельга

» Добро пожаловать!
Представление о березе у славян EmptyСр 07 Апр 2021, 19:22 автор Николай Валитов

» Доля и Недоля (Среча и Несреча)
Представление о березе у славян EmptyВт 06 Апр 2021, 21:52 автор Хельга

» Чур
Представление о березе у славян EmptyВт 06 Апр 2021, 21:35 автор Хельга

Revolver Maps

Наша группа Вконтакте

группа в Одноклассниках

Время
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 6, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 6 :: 1 поисковая система

Нет

[ Посмотреть весь список ]


Больше всего посетителей (98) здесь было Пт 25 Май 2018, 18:57

Представление о березе у славян

Перейти вниз

Представление о березе у славян Empty Представление о березе у славян

Сообщение автор Нерг Сб 07 Дек 2019, 18:45

Представление о березе у славян Img_1210

Представление о березе у славян
Поскольку приведенные выше данные убедительно показывают связь березы с женским божеством, рассмотрим подробнее связанные с нею представления, тем более что на Руси она пользовалась особым почитанием. Как отмечают лингвисты, славянское название березы не только восходит к эпохе индоевропейской общности, но и изначально связано с понятиями «светиться», «блестеть», а в метафорическом значении с понятиями «ритуальной чистоты» и «невинности». «Повидимому, — писал в свое время Д.К. Зеленин, — некогда излюбленными тотемами предков восточных славян служили деревья, в частности береза». Весной она распускалась первой из деревьев, целебные и тонизирующие свойства ее сока были известны издревле, березовые дрова горят особенно жарко, выделяя больше тепла по сравнению с другими деревьями, наконец, из коры березы изготавливались многочисленные предметы обихода и лапти. Все это объясняет то, что береза стала символизировать расцветающую весеннюю природу и пользоваться особым поклонением. Одним из проявлений этого было то, что у ряда славянских народов месяц март был назван в честь этого дерева: укр. березозол, чеш., словац. brezen, венд, brazen, лит. birzelis.

Это особенно показательно в свете того, что в древности как на Руси, так и у других индоевропейских народов новый год начинался именно в марте и береза, таким образом, символизировала начало годового цикла. Кроме того, как было показано выше, в южнославянской традиции именно с олицетворявшим март женским персонажем был связан архаичный сюжет об инцесте. В русских народных песнях береза сулит счастье и богатство:

Во поле березонька Не старится,

Все кужлявится...

Тому жить-быть богато,

Ходить хорошо.

Д.К. Зеленин приводит многочисленные примеры почитания этого дерева, сохранившиеся подчас до начала XX в.: «Русские в районе Тотьмы считали несчастным для стройки то место, где прежде росли березы — очевидно потому, что рубка или корчевка растущих берез считалась запретною, «грехом». В районе Сольвычего дека русские не пользовались березовыми дровами, предпочитая им сосновые и еловые, — хотя эти последние считались естественно худшими по сравнению с березовыми... Русские на Алтае считали грехом пить березовый сок: «все равно что блуд творить»; верили, что если сок березы прольется из дерева на снег, то он окрасится в кровавый цвет». Понятно, что перечисленные запреты не были повсеместными, однако они указывают на восприятие березы как живого существа. «Вообще березу, в противоположность осине, иве, бузине и некоторым другим деревьям, русские и белорусы считали «хорошим деревом», которое приносит человеку лишь одно добро». Для получения богатого урожая злаков березовые ветки втыкали в поле, а для того, чтобы «велись» кони, полено этого дерева закапывалось под порогом конюшни.

Завивание (заламывание) березки было основой троицко-семицких обрядов у русских, у которых он был распространен почти повсеместно. Как отмечают этнографы, при завивании березки в семик девушки кумились, как бы становясь друг другу кровными родственниками, а развивая их, раскумлялись. Анализируя смысл этого обряда, В.К. Соколова отмечает: «Кумовство на семик, как можно думать, действительно восходит к обрядам родового общества. Это, скорее всего, было принятие в род, признание им полноправными членами девушек, достигших брачного возраста, своего рода инициация, показывающая, что они готовы к браку. Кумовство-посестримство скрепляло половозрастной женский союз.

Производились эти обряды в начале лета, начинавшегося расцвета природы, от нее уже ждали плодов. Девушка, достигшая половой зрелости, также должна была стать женщиной. Это подчеркивало и сбрасывание венка — символа девичества (позже это стало гаданием — выйдет ли девушка замуж). Тот факт, что завивание березы и все действия при этом производились раньше в некоторых местах девушками тайно, иногда под руководством пожилой знающей женщины, как будто подтверждает предположение, что в основе это было инициацией. Когда эти действия вошли в состав русской троицкой обрядности, их первоначальный смысл был давно забыт, остались лишь некоторые действия, которые были трансформированы в соответствии с основной идеей празднества — культом дерева, подчинены ей». При этом исследовательница отмечает, что отсутствие этого обряда у украинцев, белорусов в северных русских областях показывает, что отдельные элементы вошли в него сравнительно поздно, когда праздник Купалы у русских утрачивал свое значение. Хоть ареал распространения данного праздника и свидетельствует в пользу предположения исследовательницы, однако «Слово Исайи пророка о поставляющих вторую трапезу Роду и рожаницам» уже осуждает одно из его ключевых действий: «Волсви и еретицы и богомЪрскии бабы кудесницы и иная множайшая волшебствуютъ, и березки подвязываютъ и вЪтвие сплетают, живъ (да жив) боудеть члвкъ того лЪта... и съ робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ...» В челобитной 1636 г. вновь осуждаются явно языческие обряды, совершавшиеся на «семик»: «В семый четверток по пасце собираются жены и девицы под древа, под березы и приносят яко жертвы: пироги и каши и яичницы и, поклонясь березам, учнут песни сатанинские, приплетая, пети и дланми плескати и всяко бесятся».

_________________
Представление о березе у славян Cceb7f8d4422

Почта практиков
9mirovforum@gmail.com
Нерг
Нерг
Смотритель
Смотритель

Представление о березе у славян C_fake10
Сообщения : 3175
Репутация : 862
Дата регистрации : 2016-07-12

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения