Девять Миров
Добро пожаловать на форум "Девять миров"!
Представление о березе у славян Ezgif-10
Девять Миров
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Луна ON-LINE
Представление о березе у славян Luna150x150

Последние темы
» Помощь в трактовке раскладов Таро
Представление о березе у славян EmptyСегодня в 17:44 автор Лес

» Свободное общение форумчан
Представление о березе у славян EmptyСегодня в 15:34 автор Хельга

» Толкование сновидений от Ханны
Представление о березе у славян EmptyСегодня в 14:24 автор tesla1

» Буддизм
Представление о березе у славян EmptyВчера в 21:36 автор Хельга

» Фильмы, сериалы.
Представление о березе у славян EmptyВчера в 21:32 автор Хельга

» Расклад недели "Что меня ждет?"
Представление о березе у славян EmptyВчера в 15:38 автор Licena

» Взгляд в зеркало И-цзин.
Представление о березе у славян EmptyСб 23 Ноя 2024, 00:17 автор Dzhana

» Архангельская защита
Представление о березе у славян EmptyПт 22 Ноя 2024, 17:56 автор Licena

» Акция "Ответ на Таро Николетты Чекколи" от Хельги
Представление о березе у славян EmptyПт 22 Ноя 2024, 17:54 автор Pusha

» Вопросы об отношениях. Ответ на Таро.
Представление о березе у славян EmptyПт 22 Ноя 2024, 14:13 автор Хельга

» Оберег при чистках для практика.
Представление о березе у славян EmptyЧт 21 Ноя 2024, 08:48 автор Танита

» Став "Триумфальная победа в суде" Автор Мерэя
Представление о березе у славян EmptyВс 17 Ноя 2024, 00:00 автор Хельга

» СТАВ "НУЖНОЕ СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ"
Представление о березе у славян EmptyСб 16 Ноя 2024, 23:15 автор Хельга

» Став "Выиграть судебный процесс".
Представление о березе у славян EmptyСб 16 Ноя 2024, 12:04 автор Хельга

» Синхронность событий.
Представление о березе у славян EmptyСр 13 Ноя 2024, 19:22 автор Dzhana

» ЧИСТКА (СБРОС) НЕУДАЧ, БОЛЕЗНЕЙ И ССОР С ДОМА НА ВЕНИК
Представление о березе у славян EmptyСр 13 Ноя 2024, 16:14 автор Хельга

» Отжиг негатива свечой
Представление о березе у славян EmptyСр 13 Ноя 2024, 16:01 автор Хельга

» Диагностика магических способностей
Представление о березе у славян EmptyВс 10 Ноя 2024, 21:21 автор Хельга

» Дар напрасный, дар случайный…
Представление о березе у славян EmptyВс 10 Ноя 2024, 18:27 автор Dzhana

» Пало Санто
Представление о березе у славян EmptyВс 10 Ноя 2024, 14:05 автор Luka

» "Карта дня" , "Расклад недели" на форуме "Девять миров"
Представление о березе у славян EmptyВс 10 Ноя 2024, 12:40 автор Хельга

» Философия гадательных практик.
Представление о березе у славян EmptyЧт 07 Ноя 2024, 17:47 автор Dzhana

» Диагностика негатива от Хельги
Представление о березе у славян EmptyВт 05 Ноя 2024, 21:32 автор Окси

» Обряд "Снять одиночество" (авт. rokelia)
Представление о березе у славян EmptyВт 05 Ноя 2024, 18:25 автор Licena

» Руны
Представление о березе у славян EmptyПн 04 Ноя 2024, 12:16 автор Dzhana

Revolver Maps

Наша группа Вконтакте

группа в Одноклассниках

Время
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 12, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 12 :: 1 поисковая система

Нет

[ Посмотреть весь список ]


Больше всего посетителей (240) здесь было Сб 19 Окт 2024, 12:21
Статистика

Представление о березе у славян

Перейти вниз

Представление о березе у славян Empty Представление о березе у славян

Сообщение автор Нерг Сб 07 Дек 2019, 19:45

Представление о березе у славян Img_1210

Представление о березе у славян
Поскольку приведенные выше данные убедительно показывают связь березы с женским божеством, рассмотрим подробнее связанные с нею представления, тем более что на Руси она пользовалась особым почитанием. Как отмечают лингвисты, славянское название березы не только восходит к эпохе индоевропейской общности, но и изначально связано с понятиями «светиться», «блестеть», а в метафорическом значении с понятиями «ритуальной чистоты» и «невинности». «Повидимому, — писал в свое время Д.К. Зеленин, — некогда излюбленными тотемами предков восточных славян служили деревья, в частности береза». Весной она распускалась первой из деревьев, целебные и тонизирующие свойства ее сока были известны издревле, березовые дрова горят особенно жарко, выделяя больше тепла по сравнению с другими деревьями, наконец, из коры березы изготавливались многочисленные предметы обихода и лапти. Все это объясняет то, что береза стала символизировать расцветающую весеннюю природу и пользоваться особым поклонением. Одним из проявлений этого было то, что у ряда славянских народов месяц март был назван в честь этого дерева: укр. березозол, чеш., словац. brezen, венд, brazen, лит. birzelis.

Это особенно показательно в свете того, что в древности как на Руси, так и у других индоевропейских народов новый год начинался именно в марте и береза, таким образом, символизировала начало годового цикла. Кроме того, как было показано выше, в южнославянской традиции именно с олицетворявшим март женским персонажем был связан архаичный сюжет об инцесте. В русских народных песнях береза сулит счастье и богатство:

Во поле березонька Не старится,

Все кужлявится...

Тому жить-быть богато,

Ходить хорошо.

Д.К. Зеленин приводит многочисленные примеры почитания этого дерева, сохранившиеся подчас до начала XX в.: «Русские в районе Тотьмы считали несчастным для стройки то место, где прежде росли березы — очевидно потому, что рубка или корчевка растущих берез считалась запретною, «грехом». В районе Сольвычего дека русские не пользовались березовыми дровами, предпочитая им сосновые и еловые, — хотя эти последние считались естественно худшими по сравнению с березовыми... Русские на Алтае считали грехом пить березовый сок: «все равно что блуд творить»; верили, что если сок березы прольется из дерева на снег, то он окрасится в кровавый цвет». Понятно, что перечисленные запреты не были повсеместными, однако они указывают на восприятие березы как живого существа. «Вообще березу, в противоположность осине, иве, бузине и некоторым другим деревьям, русские и белорусы считали «хорошим деревом», которое приносит человеку лишь одно добро». Для получения богатого урожая злаков березовые ветки втыкали в поле, а для того, чтобы «велись» кони, полено этого дерева закапывалось под порогом конюшни.

Завивание (заламывание) березки было основой троицко-семицких обрядов у русских, у которых он был распространен почти повсеместно. Как отмечают этнографы, при завивании березки в семик девушки кумились, как бы становясь друг другу кровными родственниками, а развивая их, раскумлялись. Анализируя смысл этого обряда, В.К. Соколова отмечает: «Кумовство на семик, как можно думать, действительно восходит к обрядам родового общества. Это, скорее всего, было принятие в род, признание им полноправными членами девушек, достигших брачного возраста, своего рода инициация, показывающая, что они готовы к браку. Кумовство-посестримство скрепляло половозрастной женский союз.

Производились эти обряды в начале лета, начинавшегося расцвета природы, от нее уже ждали плодов. Девушка, достигшая половой зрелости, также должна была стать женщиной. Это подчеркивало и сбрасывание венка — символа девичества (позже это стало гаданием — выйдет ли девушка замуж). Тот факт, что завивание березы и все действия при этом производились раньше в некоторых местах девушками тайно, иногда под руководством пожилой знающей женщины, как будто подтверждает предположение, что в основе это было инициацией. Когда эти действия вошли в состав русской троицкой обрядности, их первоначальный смысл был давно забыт, остались лишь некоторые действия, которые были трансформированы в соответствии с основной идеей празднества — культом дерева, подчинены ей». При этом исследовательница отмечает, что отсутствие этого обряда у украинцев, белорусов в северных русских областях показывает, что отдельные элементы вошли в него сравнительно поздно, когда праздник Купалы у русских утрачивал свое значение. Хоть ареал распространения данного праздника и свидетельствует в пользу предположения исследовательницы, однако «Слово Исайи пророка о поставляющих вторую трапезу Роду и рожаницам» уже осуждает одно из его ключевых действий: «Волсви и еретицы и богомЪрскии бабы кудесницы и иная множайшая волшебствуютъ, и березки подвязываютъ и вЪтвие сплетают, живъ (да жив) боудеть члвкъ того лЪта... и съ робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ...» В челобитной 1636 г. вновь осуждаются явно языческие обряды, совершавшиеся на «семик»: «В семый четверток по пасце собираются жены и девицы под древа, под березы и приносят яко жертвы: пироги и каши и яичницы и, поклонясь березам, учнут песни сатанинские, приплетая, пети и дланми плескати и всяко бесятся».

_________________
Представление о березе у славян 49837710

Почта практиков
9mirovforum@gmail.com
Нерг
Нерг
Смотритель
Смотритель

Сообщения : 3321
Репутация : 952
Дата регистрации : 2016-07-12

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения