Последние темы
Revolver Maps
Наша группа Вконтакте
группа в Одноклассниках
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 11, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 11 Нет
Больше всего посетителей (98) здесь было Пт 25 Май 2018, 18:57
Статистика
Змеи и магия
Страница 1 из 1
Змеи и магия
"Некий барин ходил в лес, собирал там змей, что с короной на голове, а дома приказывал слуге готовить себе из них пищу. Змеи имели то свойство, что, поевши их человек начинал понимать разговор огня с огнем, травы с травой." Аналоги этой севернорусской бывальщины зафиксированы во всех славянских этнокультурных традициях. Так, в одной из украинских бывальщин казак, съевший кусочек змеи, сваренной живьем в десяти водах, стал понимать язык всех степных растений. Он услышал, как чернобыль говорит: «я от черной болезни», а тирлич кричит: «я талисман любви». Согласно южнославянским поверьям, тот, кто съест белую змею, будет понимать все, о чем говорят травы; съевшему же сердце орешниковой змеи каждая трава на лугу скажет, какой целебной силой она обладает. Ведь змея, по народным представлениям, понимает язык трав, знает их лечебные и животворящие свойства. Так, согласно одному из мифологических рассказов, змея, лежавшая на дороге и насмерть раздавленная проехавшим по ней возом с тяжелыми товарами, была оживлена другой змеей, принесшей во рту припутник и положившей на пострадавшую пучок этой травы.
Змее приписываются и другие свойства, которые передаются тому, кто отведает ее мяса. Согласно белорусской мифологии, человек, попробовавший некоей черной "полиуки с вужового мяса», стал понимать язык зверей и птиц". Другая версия этого мотива реализована в русской бывальщине: солдат съедает остатки кушанья, приготовленного из мяса змеи, и становится всевидящие. Аналог обнаруживается в украинской традиции: отведавший змеиного мяса обрел всеведение. Поляки же верят, что съевший кусочек змеи будет понимать три языка.
Как следует из севернорусской бывальщины, обрести магические способности можно и поцеловав змею. Семантика подобного действа достаточно определенна: отчасти воспринимая через дыхание душу змеи, т.е. ее жизненную, в том числе и магическую силу, герой приобщается к дару, присущему этому хтоническому персонажу. Едва ли не большего эффекта можно достигнуть, если человеку удастся взять у вещей змеи слюну. Аналог этой версии мотива обнаруживается в других славянских традициях: змея плюет в рот человеку (в болгарском варианте), прикладывает свой язык к его языку (в польских вариантах), велит ему воткнуть березовую веточку одним концом себе в ухо, а другим — ей в горло (в белорусском варианте) и т.д.
Вместе со слюной, которая наряду с другими выделениями (пот, кровь) осмысляется в народных верованиях как одно из вместилищ души, герой получает и магические способности: умение слышать рост травы и понимать язык растений и животных, всеведение и ясновидение. В этом свете становится понятным, почему в русских заговорах со змеей, голоубницей. голубицей (в белорусских заговорах: змея Голубея) отождествляется вещица, т.е. ведунья, ведьма. Подобное отождествление не оставляет сомнений относительно происхождения ведовской силы.
Культ предков (в том числе тотемного характера), якобы воплотившихся в змеев, и культ домового (одна из его эманаций — хтоническое существо), в значительной мере послужили этнографическим субстратом, на основе которого сформировались мифологические рассказы данного типа. Этому же способствовал и культ змеи, слывшей в народе вещей и мудрой.
Заметим, что в этом сюжете эквивалентом змее часто служит лягушка. В одном из поволжских мифологических рассказов «знающий» предлагает мужику-пчеловоду отведать мед, который съела и затем отрыгнула огромная лягушка, выползшая из подпечка. Поскольку мужик отказался от этого угощения, он так и не овладел тайнами пчеловодства, успех в котором дается «неспроста». Семантика меда и рвоты в мифологии та же, что и слюны, пота, крови и пр.
О том, что проглатывание человека мифическим существом по своему смыслу эквивалентно приобщению его к телу (мясу, выделениям) почитаемого животного, свидетельствует бывальщина, которую приводит в своей статье Н.А. Никитина: будущий колдун вначале был поглощен некоей лягушачьей головой «с пастью более ведра», а затем отведал рвоты, изрыгнутой ею же. Тождеством совершенных действий обеспечивается максимальный эффект. Не случайно прошедший двойное посвящение стал сильным колдуном: он мог на лету остановить птицу — и та падала мертвой; летом шел по реке, как по дороге.
"ПОСВЯЩЕНИЕ В КОЛДУНЫ: ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ОСНОВА РУССКИХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ О ПЕРЕДАЧЕ-УСВОЕНИИ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"
Криничная Н.А.
Змее приписываются и другие свойства, которые передаются тому, кто отведает ее мяса. Согласно белорусской мифологии, человек, попробовавший некоей черной "полиуки с вужового мяса», стал понимать язык зверей и птиц". Другая версия этого мотива реализована в русской бывальщине: солдат съедает остатки кушанья, приготовленного из мяса змеи, и становится всевидящие. Аналог обнаруживается в украинской традиции: отведавший змеиного мяса обрел всеведение. Поляки же верят, что съевший кусочек змеи будет понимать три языка.
Как следует из севернорусской бывальщины, обрести магические способности можно и поцеловав змею. Семантика подобного действа достаточно определенна: отчасти воспринимая через дыхание душу змеи, т.е. ее жизненную, в том числе и магическую силу, герой приобщается к дару, присущему этому хтоническому персонажу. Едва ли не большего эффекта можно достигнуть, если человеку удастся взять у вещей змеи слюну. Аналог этой версии мотива обнаруживается в других славянских традициях: змея плюет в рот человеку (в болгарском варианте), прикладывает свой язык к его языку (в польских вариантах), велит ему воткнуть березовую веточку одним концом себе в ухо, а другим — ей в горло (в белорусском варианте) и т.д.
Вместе со слюной, которая наряду с другими выделениями (пот, кровь) осмысляется в народных верованиях как одно из вместилищ души, герой получает и магические способности: умение слышать рост травы и понимать язык растений и животных, всеведение и ясновидение. В этом свете становится понятным, почему в русских заговорах со змеей, голоубницей. голубицей (в белорусских заговорах: змея Голубея) отождествляется вещица, т.е. ведунья, ведьма. Подобное отождествление не оставляет сомнений относительно происхождения ведовской силы.
Культ предков (в том числе тотемного характера), якобы воплотившихся в змеев, и культ домового (одна из его эманаций — хтоническое существо), в значительной мере послужили этнографическим субстратом, на основе которого сформировались мифологические рассказы данного типа. Этому же способствовал и культ змеи, слывшей в народе вещей и мудрой.
Заметим, что в этом сюжете эквивалентом змее часто служит лягушка. В одном из поволжских мифологических рассказов «знающий» предлагает мужику-пчеловоду отведать мед, который съела и затем отрыгнула огромная лягушка, выползшая из подпечка. Поскольку мужик отказался от этого угощения, он так и не овладел тайнами пчеловодства, успех в котором дается «неспроста». Семантика меда и рвоты в мифологии та же, что и слюны, пота, крови и пр.
О том, что проглатывание человека мифическим существом по своему смыслу эквивалентно приобщению его к телу (мясу, выделениям) почитаемого животного, свидетельствует бывальщина, которую приводит в своей статье Н.А. Никитина: будущий колдун вначале был поглощен некоей лягушачьей головой «с пастью более ведра», а затем отведал рвоты, изрыгнутой ею же. Тождеством совершенных действий обеспечивается максимальный эффект. Не случайно прошедший двойное посвящение стал сильным колдуном: он мог на лету остановить птицу — и та падала мертвой; летом шел по реке, как по дороге.
"ПОСВЯЩЕНИЕ В КОЛДУНЫ: ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ОСНОВА РУССКИХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ О ПЕРЕДАЧЕ-УСВОЕНИИ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"
Криничная Н.А.
_________________
Tempora mutantur, et nos mutamur in illis
почта практиков форума 9mirovforum@gmail.com
акции форума https://9mirov.forum2x2.ru/t1413-topic#3204
Правила раздела "Диагностика" https://9mirov.forum2x2.ru/t8-topic
Телеграмм https://t.me/Helga_Ingeborg
Luka поставил(а) лайк
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Сегодня в 10:36 автор tesla1
» "Карта дня" на форуме "Девять миров"
Сегодня в 08:24 автор Хельга
» Тест- В чем ваша секретная сила
Сегодня в 03:01 автор Radalina
» Название какого цветка вы увидели первым?
Сегодня в 02:58 автор Radalina
» Тест. Выберите ГЛАЗ и узнайте, что означает ваш выбор.
Сегодня в 02:56 автор Radalina
» Тест, Два острова.
Сегодня в 02:54 автор Radalina
» Тест - Какая вы Королева
Сегодня в 02:41 автор Radalina
» Тест - Чашка кофе
Сегодня в 02:39 автор Radalina
» Тест - чего вам сейчас не хватает?
Сегодня в 02:38 автор Radalina
» Тест - Какая Вы ведьма)
Сегодня в 02:36 автор Radalina
» Тест "Кем вы были в прошлой жизни?"
Сегодня в 02:33 автор Radalina
» В какой стихии твои скрытые ресурсы?
Сегодня в 02:25 автор Radalina
» Слово сущности
Сегодня в 01:52 автор Radalina
» Тест - ВАШЕ КАРМИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ
Сегодня в 01:49 автор Radalina
» Добро пожаловать!
Сегодня в 00:54 автор Dzhana
» Свободное общение форумчан
Вчера в 20:32 автор Dzhana
» Тест "Потенциал Вашего имени"
Вчера в 16:33 автор Radalina
» Выбор магического имени.
Вчера в 15:56 автор Radalina
» Любимая музыка
Вчера в 11:01 автор veter_Ak
» КТО ТАКИЕ БЕСЫ И КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ
Вчера в 08:03 автор Хельга
» Став «Здоровые ноги» Автор: White owl
Вт 07 Май 2024, 21:58 автор Luka
» Геомантический расклад
Вт 07 Май 2024, 21:55 автор Dzhana
» Анализ жизненной ситуации (блиц- ответ от Хельги)
Вт 07 Май 2024, 16:30 автор Ханна
» Tina Letur — Литеры прополки.
Вт 07 Май 2024, 14:41 автор Luka
» Фрейр
Вт 07 Май 2024, 07:26 автор Хельга