Последние темы
Revolver Maps
Наша группа Вконтакте
группа в Одноклассниках
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 6, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 6 Нет
Больше всего посетителей (254) здесь было Сб 04 Янв 2025, 02:45
Статистика
Воршуд — покровитель рода
Страница 1 из 1
Воршуд — покровитель рода
Воршуд — покровитель рода
Воршуд или шуд вордысь — дух-покровитель рода и семьи у удмуртов: слово шуд в переводе означает «счастье, доля». Изображение воршуда хранилось в специальном коробе в молельне — куале (куа), срубной постройке без окон, где располагался также священный родовой очаг.
Л.С. Грибова считает, что изображения воршуда были схожи с упоминавшимися бляхами, выполненными в пермском зверином стиле.
Каждая из 70 родовых группировок удмуртов имела своего воршуда со своим именем, иногда восходящим к именам священных — тотемных — животных: имя рода Юс значило «лебедь», Докъя — «глухарь», Чабья — «щука» и т. д. В качестве воршуда могли почитать и быка; его фетиш — рога — хранились в воршудном коробе. Удмуртские фамилии восходят к этим родовым обозначениям: Ошев — от «ош» («медведь»), Мошев — от «мош» («пчела») и т. д. В первобытные времена, когда действовали правила экзогамии и нельзя было брать невест из своего рода, знание этих тотемных символов было необходимо.
Воршуду молились вместе с Инмаром, так что их имена иногда сливались — Инворшуд. В куале приносили в жертву животных и птиц, хлеб и блины — угощение воршуда. Обзаводящийся новым домом хозяин приглашал воршуда к себе в новую куалу и устраивал по этому поводу пир; горсть золы из старого очага — воплощение воршуда — переносили в новую куалу; переезд воршуда в новое жилище сопровождался свадебными обрядами и песнями — ведь дух-покровитель должен был заботиться о продолжении рода. Воршуда молили о покровительстве во всех делах и несчастьях, особенно во время болезни, переездов и т. п. Особо ему поклонялась молодуха: ведь нужно было, чтобы ее приняли в род. Оскорбившего или недостаточно почитавшего воршуда дух мог преследовать, душить по ночам, насылать болезни, как и славянский домовой.
Ежегодным ритуалом в честь воршуда руководил жрец (восясь). На жертвенный стол под старой елью или сосной выносили воршудный короб, в жертву приносили белого бычка, шкура которого вывешивалась на ветвях. После каждого моления в короб складывали помимо фетишей, связанных с культом Кылдысина, серебряные монеты, которые собирал жрец. Эти деньги шли только на нужды культа — считалось, что вор, покусившийся на богатство воршуда, умрет или ослепнет. Рассказывают и об изображениях воршуда — гуся с серебряным клювом, быка с золотыми рогами (оба персонажа характерны для мифов финно-угорских народов).
Воршуд — это многозначное понятие. Прежде всего, это экзогамное объединение родственников по материнской линии, то есть, по сути, род, восходящий к женщине-прародительнице. У каждого воршуда было свое имя (часто оно передавалось и названиям мест: Пурга, Можга, всего около семидесяти) и свой покровитель, тотемный предок, его также называли воршудом. Воршудом было и изображение божества — гуся с серебряным крылом, например, или быка с золотыми рогами.
Наконец, воршудом называли родовую или семейную реликвию, которую хранили в куале, святилище. «Обычно, — пишет монография, — это воршудная коробка, в которой могли находиться несколько серебряных монет, беличья шкурка, крылышки рябчика, челюсть щуки, перья тетерева, ритуальная посуда, кусок жертвенного хлеба, крупа, ветки дерева. Здесь была сосредоточена своеобразная материализованная предметная информация об окружающем мире на всех его важнейших структурных уровнях, это символическая модель мира, его микрокосм». У удмуртов есть миф о превращениях Кылдысина, одного из главных богов, который превращался в белка, рябчика, тетерева и щуку, — и содержимое воршудного короба как будто оживляет эту историю, непрерывно ее возобновляя и сохраняя благополучие мира.
Воршуд или шуд вордысь — дух-покровитель рода и семьи у удмуртов: слово шуд в переводе означает «счастье, доля». Изображение воршуда хранилось в специальном коробе в молельне — куале (куа), срубной постройке без окон, где располагался также священный родовой очаг.
Л.С. Грибова считает, что изображения воршуда были схожи с упоминавшимися бляхами, выполненными в пермском зверином стиле.
Каждая из 70 родовых группировок удмуртов имела своего воршуда со своим именем, иногда восходящим к именам священных — тотемных — животных: имя рода Юс значило «лебедь», Докъя — «глухарь», Чабья — «щука» и т. д. В качестве воршуда могли почитать и быка; его фетиш — рога — хранились в воршудном коробе. Удмуртские фамилии восходят к этим родовым обозначениям: Ошев — от «ош» («медведь»), Мошев — от «мош» («пчела») и т. д. В первобытные времена, когда действовали правила экзогамии и нельзя было брать невест из своего рода, знание этих тотемных символов было необходимо.
Воршуду молились вместе с Инмаром, так что их имена иногда сливались — Инворшуд. В куале приносили в жертву животных и птиц, хлеб и блины — угощение воршуда. Обзаводящийся новым домом хозяин приглашал воршуда к себе в новую куалу и устраивал по этому поводу пир; горсть золы из старого очага — воплощение воршуда — переносили в новую куалу; переезд воршуда в новое жилище сопровождался свадебными обрядами и песнями — ведь дух-покровитель должен был заботиться о продолжении рода. Воршуда молили о покровительстве во всех делах и несчастьях, особенно во время болезни, переездов и т. п. Особо ему поклонялась молодуха: ведь нужно было, чтобы ее приняли в род. Оскорбившего или недостаточно почитавшего воршуда дух мог преследовать, душить по ночам, насылать болезни, как и славянский домовой.
Ежегодным ритуалом в честь воршуда руководил жрец (восясь). На жертвенный стол под старой елью или сосной выносили воршудный короб, в жертву приносили белого бычка, шкура которого вывешивалась на ветвях. После каждого моления в короб складывали помимо фетишей, связанных с культом Кылдысина, серебряные монеты, которые собирал жрец. Эти деньги шли только на нужды культа — считалось, что вор, покусившийся на богатство воршуда, умрет или ослепнет. Рассказывают и об изображениях воршуда — гуся с серебряным клювом, быка с золотыми рогами (оба персонажа характерны для мифов финно-угорских народов).
Воршуд — это многозначное понятие. Прежде всего, это экзогамное объединение родственников по материнской линии, то есть, по сути, род, восходящий к женщине-прародительнице. У каждого воршуда было свое имя (часто оно передавалось и названиям мест: Пурга, Можга, всего около семидесяти) и свой покровитель, тотемный предок, его также называли воршудом. Воршудом было и изображение божества — гуся с серебряным крылом, например, или быка с золотыми рогами.
Наконец, воршудом называли родовую или семейную реликвию, которую хранили в куале, святилище. «Обычно, — пишет монография, — это воршудная коробка, в которой могли находиться несколько серебряных монет, беличья шкурка, крылышки рябчика, челюсть щуки, перья тетерева, ритуальная посуда, кусок жертвенного хлеба, крупа, ветки дерева. Здесь была сосредоточена своеобразная материализованная предметная информация об окружающем мире на всех его важнейших структурных уровнях, это символическая модель мира, его микрокосм». У удмуртов есть миф о превращениях Кылдысина, одного из главных богов, который превращался в белка, рябчика, тетерева и щуку, — и содержимое воршудного короба как будто оживляет эту историю, непрерывно ее возобновляя и сохраняя благополучие мира.
_________________
Почта практиков
9mirovforum@gmail.com
Нерг- Смотритель
- Сообщения : 3321
Репутация : 952
Дата регистрации : 2016-07-12
Похожие темы
» Акция "Бог-покровитель"
» Анубис покровитель магов.
» Дар рода (авт. VELYA)
» Регина Рода
» Карма рода
» Анубис покровитель магов.
» Дар рода (авт. VELYA)
» Регина Рода
» Карма рода
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Вчера в 22:34 автор tesla1
» Расклад недели "Что меня ждет?"
Вчера в 21:29 автор Natali Norden
» Акция "Ответ на Таро Николетты Чекколи" от Хельги
Вчера в 21:16 автор Хельга
» Свободное общение форумчан
Вчера в 21:15 автор Хельга
» Сутта про древних квадроберов
Вчера в 17:57 автор Dzhana
» И цзин (Книга перемен)
Вчера в 10:03 автор Luka
» Нужда
Вс 12 Янв 2025, 20:29 автор Хельга
» Радуга
Вс 12 Янв 2025, 20:19 автор Хельга
» Алатырь
Вс 12 Янв 2025, 20:17 автор Хельга
» Мир
Вс 12 Янв 2025, 20:12 автор Хельга
» Чернобог
Вс 12 Янв 2025, 20:08 автор Хельга
» Договор с Силами.
Вс 12 Янв 2025, 19:47 автор Хельга
» Рунический Став «Мина». Автор: belogor
Вс 12 Янв 2025, 19:39 автор Хельга
» Тюр
Вс 12 Янв 2025, 19:32 автор Хельга
» Став Оградить себя от человека
Вс 12 Янв 2025, 19:25 автор Хельга
» Чем опасны татуировки с рунами?
Вс 12 Янв 2025, 19:03 автор Хельга
» Рунический став — Целитель, автор Светлана Соуло
Вс 12 Янв 2025, 18:55 автор Хельга
» Став “Ассистент” Автор – Валькирия
Вс 12 Янв 2025, 18:47 автор Хельга
» Руны и свечи
Вс 12 Янв 2025, 18:16 автор Хельга
» Уд
Вс 12 Янв 2025, 18:12 автор Хельга
» Леля
Вс 12 Янв 2025, 18:10 автор Хельга
» Славянские руны и рунический алфавит
Вс 12 Янв 2025, 18:07 автор Хельга
» Берегиня
Вс 12 Янв 2025, 18:03 автор Хельга
» Сила
Вс 12 Янв 2025, 18:02 автор Хельга
» Ветер
Вс 12 Янв 2025, 18:00 автор Хельга