Последние темы
Revolver Maps
Наша группа Вконтакте
группа в Одноклассниках
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 20, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 2 и гостей: 18 :: 3 поисковых системНет
Больше всего посетителей (98) здесь было Пт 25 Май 2018, 18:57
Статистика
Воршуд — покровитель рода
Страница 1 из 1
Воршуд — покровитель рода
Воршуд — покровитель рода
Воршуд или шуд вордысь — дух-покровитель рода и семьи у удмуртов: слово шуд в переводе означает «счастье, доля». Изображение воршуда хранилось в специальном коробе в молельне — куале (куа), срубной постройке без окон, где располагался также священный родовой очаг.
Л.С. Грибова считает, что изображения воршуда были схожи с упоминавшимися бляхами, выполненными в пермском зверином стиле.
Каждая из 70 родовых группировок удмуртов имела своего воршуда со своим именем, иногда восходящим к именам священных — тотемных — животных: имя рода Юс значило «лебедь», Докъя — «глухарь», Чабья — «щука» и т. д. В качестве воршуда могли почитать и быка; его фетиш — рога — хранились в воршудном коробе. Удмуртские фамилии восходят к этим родовым обозначениям: Ошев — от «ош» («медведь»), Мошев — от «мош» («пчела») и т. д. В первобытные времена, когда действовали правила экзогамии и нельзя было брать невест из своего рода, знание этих тотемных символов было необходимо.
Воршуду молились вместе с Инмаром, так что их имена иногда сливались — Инворшуд. В куале приносили в жертву животных и птиц, хлеб и блины — угощение воршуда. Обзаводящийся новым домом хозяин приглашал воршуда к себе в новую куалу и устраивал по этому поводу пир; горсть золы из старого очага — воплощение воршуда — переносили в новую куалу; переезд воршуда в новое жилище сопровождался свадебными обрядами и песнями — ведь дух-покровитель должен был заботиться о продолжении рода. Воршуда молили о покровительстве во всех делах и несчастьях, особенно во время болезни, переездов и т. п. Особо ему поклонялась молодуха: ведь нужно было, чтобы ее приняли в род. Оскорбившего или недостаточно почитавшего воршуда дух мог преследовать, душить по ночам, насылать болезни, как и славянский домовой.
Ежегодным ритуалом в честь воршуда руководил жрец (восясь). На жертвенный стол под старой елью или сосной выносили воршудный короб, в жертву приносили белого бычка, шкура которого вывешивалась на ветвях. После каждого моления в короб складывали помимо фетишей, связанных с культом Кылдысина, серебряные монеты, которые собирал жрец. Эти деньги шли только на нужды культа — считалось, что вор, покусившийся на богатство воршуда, умрет или ослепнет. Рассказывают и об изображениях воршуда — гуся с серебряным клювом, быка с золотыми рогами (оба персонажа характерны для мифов финно-угорских народов).
Воршуд — это многозначное понятие. Прежде всего, это экзогамное объединение родственников по материнской линии, то есть, по сути, род, восходящий к женщине-прародительнице. У каждого воршуда было свое имя (часто оно передавалось и названиям мест: Пурга, Можга, всего около семидесяти) и свой покровитель, тотемный предок, его также называли воршудом. Воршудом было и изображение божества — гуся с серебряным крылом, например, или быка с золотыми рогами.
Наконец, воршудом называли родовую или семейную реликвию, которую хранили в куале, святилище. «Обычно, — пишет монография, — это воршудная коробка, в которой могли находиться несколько серебряных монет, беличья шкурка, крылышки рябчика, челюсть щуки, перья тетерева, ритуальная посуда, кусок жертвенного хлеба, крупа, ветки дерева. Здесь была сосредоточена своеобразная материализованная предметная информация об окружающем мире на всех его важнейших структурных уровнях, это символическая модель мира, его микрокосм». У удмуртов есть миф о превращениях Кылдысина, одного из главных богов, который превращался в белка, рябчика, тетерева и щуку, — и содержимое воршудного короба как будто оживляет эту историю, непрерывно ее возобновляя и сохраняя благополучие мира.
Воршуд или шуд вордысь — дух-покровитель рода и семьи у удмуртов: слово шуд в переводе означает «счастье, доля». Изображение воршуда хранилось в специальном коробе в молельне — куале (куа), срубной постройке без окон, где располагался также священный родовой очаг.
Л.С. Грибова считает, что изображения воршуда были схожи с упоминавшимися бляхами, выполненными в пермском зверином стиле.
Каждая из 70 родовых группировок удмуртов имела своего воршуда со своим именем, иногда восходящим к именам священных — тотемных — животных: имя рода Юс значило «лебедь», Докъя — «глухарь», Чабья — «щука» и т. д. В качестве воршуда могли почитать и быка; его фетиш — рога — хранились в воршудном коробе. Удмуртские фамилии восходят к этим родовым обозначениям: Ошев — от «ош» («медведь»), Мошев — от «мош» («пчела») и т. д. В первобытные времена, когда действовали правила экзогамии и нельзя было брать невест из своего рода, знание этих тотемных символов было необходимо.
Воршуду молились вместе с Инмаром, так что их имена иногда сливались — Инворшуд. В куале приносили в жертву животных и птиц, хлеб и блины — угощение воршуда. Обзаводящийся новым домом хозяин приглашал воршуда к себе в новую куалу и устраивал по этому поводу пир; горсть золы из старого очага — воплощение воршуда — переносили в новую куалу; переезд воршуда в новое жилище сопровождался свадебными обрядами и песнями — ведь дух-покровитель должен был заботиться о продолжении рода. Воршуда молили о покровительстве во всех делах и несчастьях, особенно во время болезни, переездов и т. п. Особо ему поклонялась молодуха: ведь нужно было, чтобы ее приняли в род. Оскорбившего или недостаточно почитавшего воршуда дух мог преследовать, душить по ночам, насылать болезни, как и славянский домовой.
Ежегодным ритуалом в честь воршуда руководил жрец (восясь). На жертвенный стол под старой елью или сосной выносили воршудный короб, в жертву приносили белого бычка, шкура которого вывешивалась на ветвях. После каждого моления в короб складывали помимо фетишей, связанных с культом Кылдысина, серебряные монеты, которые собирал жрец. Эти деньги шли только на нужды культа — считалось, что вор, покусившийся на богатство воршуда, умрет или ослепнет. Рассказывают и об изображениях воршуда — гуся с серебряным клювом, быка с золотыми рогами (оба персонажа характерны для мифов финно-угорских народов).
Воршуд — это многозначное понятие. Прежде всего, это экзогамное объединение родственников по материнской линии, то есть, по сути, род, восходящий к женщине-прародительнице. У каждого воршуда было свое имя (часто оно передавалось и названиям мест: Пурга, Можга, всего около семидесяти) и свой покровитель, тотемный предок, его также называли воршудом. Воршудом было и изображение божества — гуся с серебряным крылом, например, или быка с золотыми рогами.
Наконец, воршудом называли родовую или семейную реликвию, которую хранили в куале, святилище. «Обычно, — пишет монография, — это воршудная коробка, в которой могли находиться несколько серебряных монет, беличья шкурка, крылышки рябчика, челюсть щуки, перья тетерева, ритуальная посуда, кусок жертвенного хлеба, крупа, ветки дерева. Здесь была сосредоточена своеобразная материализованная предметная информация об окружающем мире на всех его важнейших структурных уровнях, это символическая модель мира, его микрокосм». У удмуртов есть миф о превращениях Кылдысина, одного из главных богов, который превращался в белка, рябчика, тетерева и щуку, — и содержимое воршудного короба как будто оживляет эту историю, непрерывно ее возобновляя и сохраняя благополучие мира.
_________________
Почта практиков
9mirovforum@gmail.com
Нерг- Смотритель
- Сообщения : 3321
Репутация : 952
Дата регистрации : 2016-07-12
Похожие темы
» Акция "Бог-покровитель"
» Анубис покровитель магов.
» Дар рода (авт. VELYA)
» Регина Рода
» Став "Сила рода"
» Анубис покровитель магов.
» Дар рода (авт. VELYA)
» Регина Рода
» Став "Сила рода"
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Сегодня в 08:53 автор tesla1
» Диагностика магических способностей
Вчера в 13:14 автор Хельга
» Акция "Магическая сила вашего Ангела-Хранителя"
Вчера в 10:19 автор tesla1
» Руны
Вчера в 09:24 автор Luka
» Избавляемся от родовой порчи
Вчера в 08:30 автор Ханна
» Диагностика негатива от Хельги
Ср 02 Окт 2024, 19:50 автор Lel'ya
» "Карта дня" , "Расклад недели" на форуме "Девять миров"
Вт 01 Окт 2024, 20:26 автор Ханна
» Архангельская защита
Вт 01 Окт 2024, 15:48 автор Хельга
» Вопросы об отношениях. Ответ на Таро.
Вт 01 Окт 2024, 11:59 автор tesla1
» Родственные души
Пн 30 Сен 2024, 13:43 автор Хельга
» Магия стихии Воздух
Вс 29 Сен 2024, 23:57 автор Хельга
» Магия стихии Вода
Вс 29 Сен 2024, 22:57 автор Luka
» Магия стихии Земля
Вс 29 Сен 2024, 22:55 автор Luka
» Магия стихии Огонь
Вс 29 Сен 2024, 22:24 автор Luka
» Эфир основные сведения
Вс 29 Сен 2024, 22:14 автор Luka
» Магия стихии Эфир
Вс 29 Сен 2024, 11:36 автор Хельга
» Добро пожаловать!
Вс 29 Сен 2024, 00:27 автор Хельга
» Правила раздела диагностика
Сб 28 Сен 2024, 21:34 автор Lel'ya
» Диагностика негатива яйцом
Пт 27 Сен 2024, 23:52 автор Licena
» Книги по Таро
Пт 27 Сен 2024, 19:53 автор Luka
» Кармические отношения
Пт 27 Сен 2024, 16:20 автор Хельга
» СТАВ "ШАМАНСКИЙ ТВИСТ" АВТОР - TAJGA
Пт 27 Сен 2024, 13:00 автор Natali Norden
» Магия крови.
Чт 26 Сен 2024, 23:40 автор Хельга
» Карма рода
Чт 26 Сен 2024, 23:19 автор Хельга
» Кармический узел
Чт 26 Сен 2024, 23:02 автор Хельга