Последние темы
Revolver Maps
Наша группа Вконтакте
группа в Одноклассниках
Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 3, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 3 :: 2 поисковых системНет
Больше всего посетителей (161) здесь было Пн 07 Окт 2024, 21:24
Статистика
Синестезия: Люди, которые нюхают буквы и слышат цвета.
Страница 1 из 1
Синестезия: Люди, которые нюхают буквы и слышат цвета.
Синестезия: Люди, которые нюхают буквы и слышат цвета.
Материал подготовил Артём Лучко
Многие из нас лично встречали людей, которые чувствуют цвета там, где их нет, ассоциируют имена со вкусами или визуализируют музыку. Ну или хотя бы знают, что они существуют. Долгие годы учёные не воспринимали эти причуды сознания всерьёз, принимая эти явления как продукт гиперактивного воображения или даже психического расстройства.
В последние годы синестезия (пусть и неохотно) постепенно принимается наукой в качестве реального явления с реальным неврологическим обоснованием. Некоторые исследователи даже считают, что её изучение может дать подсказки к тому, как организован мозг и как работает наше восприятие. Мы решили разобраться, что такое синестезия, пообщавшись с научным куратором Российского синестетического сообщества, а также поговорили с сами синестетами, чтобы подробнее узнать о том, каково это — иметь такое необычное восприятие.
Что такое синестезия?
Антон Сидоров-Дорсо
Лингвист, психолог, исследователь синестезии
В самой общей перспективе под синестезией понимают необычное сенсорное переживание, возникающее в ответ на восприятие или мысль об определённом системном явлении действительности. Примером синестезии может служить восприятие музыки, человеческой речи или букв в цвете (т. н. «цветной слух» — старый термин, обозначавший, как выяснилось после обнаружения ещё около сотни видов, лишь частное проявление синестезии).
Однако в отличие от «рукотворных», художественных или технических сопоставлений, например, музыки и цвета (цветомузыки, визуализаторов и т. п.), посредством которых их создатели осмысленно и планомерно пытаются выразить определённую идею или воплотить техническую функцию, синестезия проявляется помимо воли человека (называемого синестетом) на субъективном уровне и в момент первого появления в очень раннем детстве сознательного значения не несёт. Необычность синестетического восприятия как раз и заключается в том, что это непроизвольная, дополнительная, статистически необычная реакция. В беседах с синестетами обычно не удаётся проследить, откуда и почему синестетические переживания имеют именно такое, а не иное содержание. Более того, используя определённые методы, психолог прямо в лабораторной ситуации может вызвать у синестета новые синестетические реакции, которые по качеству (например, новому цвету) совершенно непредсказуемы ни для экспериментатора, ни для испытуемого. (В моих экспериментах у синестетов, воспринимающих цвета дней недели, проявлялся цвет выдуманного дня недели.)
Все эти факты приводят к однозначному заключению, что синестезия — это не сенсорные ассоциации, а непосредственное порождение самой активности мозга. Кроме того, синестезию, как я уже обозначил выше, характеризует системность тех явлений, которые воспринимаются синестетически. Обычно это явления действительности, отражающие деятельность человека и выражающиеся в группах или категориях («ноты», «фонемы», «буквы», «числа» и т. п.). Как можно заметить, посредством этих «категорий» (или «семиотических систем») человек адаптируется к миру и воссоздаёт старые или создаёт новые смыслы.
Откуда растут корни этого явления?
Синестезия — это феномен, причины которого могут быть различны. Отталкиваясь от причин, мы делим синестезию по типам: интоксикационная, травматическая, гипнагогическая и гипнопомпическая (в момент перехода от бодрствования ко сну и обратно), депривационные синестезии, синестезии в изменённом состоянии сознания (ИСС-синестезии) и др. Схожесть переживания типов синестезии не указывает на единообразие причин, их вызывающих. Например, синестезия естественного развития (врожденная синестезия) — предмет моего исследования — предположительно, является результатом взаимодействия генетического наследования и своеобразного влияния среды.
В подавляющем большинстве случаев синестезия представляет собой независимый и самодостаточный феномен. Например, советский психофизиолог С. В. Кравков характеризовал синестезию как группу особых разновидностей координации органов чувств, которые в резкой форме «выражены у сравнительно ограниченного круга субъектов». Они проявляются в ощущениях и представлениях, которые для данной модальности «инородны и относятся по своему качеству к другим чувствующим системам». Он также отмечал непроизвольность и «навязчивый характер», разнообразие и вероятное наследственное происхождение синестезии, особо подчёркивая, что «все подобного рода явления отнюдь не порождаются фантазией отдельных лиц и не служат показателем какой-либо их психопатичности» (Кравков, 1948). Лица, восприятие которых отличается синестетическими особенностями (а их по статистике около 4 %), в прочих своих проявлениях не отличаются от нас с вами, разве что, как показывают результаты моих исследований и исследования моих зарубежных коллег, синестеты могут демонстрировать большую склонность к творческой деятельности и более продуктивны в тех видах деятельности, которые связаны со «стимулами», вызывающими у них синестезию.
"Распространённость синестезии составляет 4,4 %, а самый распространённый вид — это ощущение дней недели в цвете"
Синестезию изучают разные специалисты множеством способов. Отсюда и разнообразие выявляемых «корней явления». Например, результаты молекулярно-генетического, генеалогического и близнецового методов указывают на высокую вероятность того, что синестезия естественного развития — наследственный феномен. Однако среди прочих возражений имеются и те, что музыка, названия дней недели и другие явления, способные вызывать синестезию, являются сложными культурно обусловленными понятиями, и абсурдно было бы предполагать их непосредственное генетическое наследование. Как следствие, при объяснении генезиса синестезии мы должны учитывать значимость средового компонента и познавательного.
На мой взгляд, наследуется не конкретная реакция на конкретный стимул, а то, что можно назвать общим синестетическим фактором, который обретает форму под влиянием среды и обучения. То есть, вероятно, наследуется Синестетический Коэффициент (СинК) — числовое выражение степени обладания этим фактором в каждом индивидуальном случае. Над способом выявления СинК я сейчас работаю. Это будет способствовать объединению разных видов синестезии в исследовательские «кластеры» по степени проявления синестезии и связи, — грубо говоря, «количества» синестезии, которым обладает тот или иной синестет, со степенью его склонности к творчеству, характеру его памяти, абстрактного мышления, воображения и т. д.
Кроме того, объективными методами доказано, что головной мозг синестета структурно устроен несколько иначе, как на макро-, так и на микроуровнях. Функционально мозг синестета, по крайней мере в момент синестетического восприятия, тоже отличается от активности мозга несинестета и от работы мозга того же синестета, но в момент восприятия несинестетических стимулов. В целом можно сказать, что мы имеем дело с целым комплексом структурно-функциональных отличий, а не каких-то «точечных» изменений, как полагали ещё лет десять назад. Стоит предположить, что это комплексное отличие есть суть проявления сверхпластичности головного мозга синестета. От синестета к синестету такая сверхпластичность реализуется очень индивидуально и зависит, скорее всего, от наследуемого Синестетического Коэффициента.
Сколько в мире синестетов?
Исследование синестезии коллективом под руководством Джулии Симнер в Великобритании путём сбора самоотчётов на случайной демографической выборке показывает, что распространённость синестезии составляет 4,4 % и что самый распространённый вид — это ощущение дней недели в цвете. То же исследование выявило, что синестезия обнаруживает равномерное распределение среди мужчин и женщин (в чём я лично сильно сомневаюсь), а наиболее изучаемый вид — «цветные» буквы — встречается у 1 % населения. По моему многолетнему опыту, эти цифры либо несколько завышены, либо определённые культуры имеют больший процент синестетов. Я не проводил таких исследований на общей выборке в России, но по разным видам синестезии среди русскоговорящих синестетов первое и второе места по распространённости — у графемно-цветовой и музыкально-цветовой синестезии соответственно. Женщин среди анкетированных российских синестетов подавляющее большинство — 94 %.
Каково это – быть синестетом?
Как психолог могу лишь привести некоторые результаты исследований, которые, будучи статистическими обобщениями, не всегда могут быть перенесены на конкретный случай того или иного синестета. Сопоставление фактов выявляет некоторые отличительные свойства их познавательной сферы. Синестеты избирательно относятся к стимулам, вызывающим у них синестезию, то есть более чувствительны к ним. Они обладают более интенсивным восприятием в целом, особенно в той сенсорной сфере, к которой относятся их синестетические реакции. Упрощая, можно сказать, что их сознание в больше степени насыщенно сенсорными качествами. Частично (а конкретнее в том, что относится к стимулу или реакции) синестеты обладают более совершенными механизмами памяти: это так называемая «мнемоническая опора». Изучая иностранный язык, графемно-цветовой синестет будет воспринимать буквы нового алфавита в своеобразных цветах (случай В. В. Набокова) — так проявляется перенос категоризации на материал новых знаний. Синестеты также зачастую проявляют определённую склонность к самовыражению своего субъективного опыта при помощи соответствующих художественных средств.
В вопросе о том, действительно ли синестеты чувствуют дополнительные качества, содержится некоторый подвох, так как синестетическое восприятие не обязательно выражается в физическом чувстве, а может быть определённого рода стойким знанием или ассоциацией, неотступным впечатлением или сопровождающей образной формой.
Ангелина Кофманн
«Я вижу в цвете буквы и цифры, некоторые слова. Хотя слова в основном чувствую на вкус. Различаю по цветам запахи, звуки (голоса, песни, некоторые отдельные музыкальные инструменты). В некоторых случаях ещё могу сказать, какое слово, запах, буква на ощупь и по форме.
Когда только-только узнала, что эта способность так называется, и стала искать похожих людей в Сети, наткнулась на группу «ВКонтакте», где обсуждали, кто что и как видит и чувствует. Узнала, что дни недели тоже различаются по цветам, сначала не поняла. А потом как-то прислушалась к себе, и оказалось, что тоже вижу их по цветам. Так же и времена года, и месяцы.
Имя Пётр для меня красного цвета, а его другая форма — Петя — мягко-оранжевое. Почти все песни одной из моих любимых групп, Coldplay, — серо-голубые и похожи на туман. Самые вкусные слова — клавиша, completed. Английский язык по звучанию имеет серый цвет, французский — розовый, немецкий — красно-оранжевый. Иногда у людей бывают очень невкусные голоса, которые мне неприятно слышать. Или они используют слова, которые не нравятся мне на вкус. К сожалению, своей синестезии я пока не нашла применения. Просто радуюсь, что мой мир настолько цветной и многогранный.
Посторонние люди чаще всего говорят, что это бред. Что это ассоциации, и не более. А те, кто верит, первым делом спрашивают, какого цвета/вкуса их имя. Моя мама синестет. И ещё несколько знакомых, но мало. Вообще, я думаю, их больше, просто они не знают об этом. Некоторые узнали об этом от меня, а раньше, как и я, просто жили с этим и не задумывались».
Максим Прошутинский
«По итогам не досконального исследования, как я понял, у меня фонемно-цветовая, осязательно-фонемная и ещё не определённая синестезии. Вижу цвета знакомых мне слов, букв, цифр на слух и на вид. Также при этом возникают чувства, которые я фантомно осязаю у себя в мозге (как часть тела). И те же осязательные ощущения возникают при осознании чего-либо, к примеру, времени года воспоминания, или при ощущении человека, или при эмоциональном состоянии, при многом другом. С возрастом эти чувства значительно угасли, но я всё ещё их чувствую, но не так приторно и навязчиво.
При осознании моей бывшей девушки навязчиво ощущался осязательный запах в мозге в районе затылка, как будто вошёл в пекарню и там приторно пахнет подслащенным мучным. Сам себя я ощущаю в разные периоды жизни по разному. В 8 лет, к примеру, было что-то вроде послевкусия халвы сзади мозга... но очень отдалённое сравнение, ближе придумать не могу. 13 лет — корица с сахаром, немножко перчёно и приятно остро по бокам мозга (как иголка). 18 лет — как ощущения упоения водой после сильной жажды, внизу мозга, но тоже далёкое сравнение... Сейчас — 19 лет — запах алоэ внизу мозга. Многие совершенно разные по значению, но немного похожие по звучанию слова осязаются почти одинаково, из-за этого, бывает, я их путаю: к примеру, стол и кора, стакан и собака, граф и трон.
Синестезия помогает мне в жизни, систематизируя мою память. А ещё очень удобно подумать о чём-нибудь, запомнить осязание мысли, и тогда она точно не забудется. В работе не сильно помогает. Чуть-чуть. Я режиссёр монтажа, и если представить последовательность дублей и кадров в виде пазла, который я собираю, то могу сказать, что я ощущаю каждый кусочек пазла, и это мне позволяет чуть легче собирать его».
Ольга Балла
«Я постоянно чувствую (то есть ощущаю как «фон» восприятия всего вообще) цвета и некоторые «физические» характеристики (влажность/сухость, тепло/холод, высоту/низину, шершавость/гладкость, блеск/матовость…) букв, звуков речи и цифр. Очень долго (лет до 12) я была уверена, что это норма и свойственно всем. Но и сейчас мне трудно представить себе, как это люди этого не чувствуют: что же, когда они читают текст или видят ряд цифр, у них перед внутренними глазами чёрно-белая картинка или вообще ничего?! Я же всё время в этом живу! Я помню, как-то сказала «сладковато-синий», и собеседник не понял, о чём речь (а речь-то шла о букве „ч“, мы вспоминали имя человека, я говорю — «там что-то сладковато-синее, должна быть буква „ч“»). Наверное, если смотреть извне, это может показаться необычным — соединение вкуса, цвета и буквы, прямой выход от цвета и вкуса на букву. Но для меня-то нормально!
Синестезия очень помогает запоминать и вспоминать имена, цифры, телефоны, даты — всё это запоминается как цветовые пятна. С другой стороны, трудно установить внутренние отношения с тем, у чего дисгармоничная, «неудобная» цветовая внутренняя картина (следственно, её труднее запомнить). Хорошо запоминается, скажем, 47 — синий-тёмно-тёмно-зелёный, но плохо 48: синий – липко-тёмно-вишнёвый. Ловила себя на внутреннем сопротивлении восприятию людей, цвет имени которых не нравится или дисгармоничен (скажем, имя Евгений — мучительного невнятного цвета овсяной каши. Но я-то понимаю, что Евгений не виноват.
С работой моё восприятие никак не пересекается, не больше, чем со всем остальным (я вообще-то журналист и пишу тексты)».
Виды синестезии
У некоторых разновидностей нет названий, поэтому учёным иногда приходится импровизировать, создавая их для своих публикаций и докладов прямо на ходу. Например, мне пришлось подбирать «красивые» термины для цветовой синестезии на эмоции, вкусовой на боль и восприятия человеческих лиц (типажей), и получилось что-то вроде «аффективно-цветовая» и «альго-гастическая». Для третьего вида, выражающегося в виде фактурных «аур», я предложил сочетание «аурическая синестезия». А вот как назвать графемную синестезию с фонемными закономерностями, заключающимися в том, например, что схожие по написанию буквы Е и Ё вызывают разные цвета, а вот У и Ю, разные на письме, но схожие по фонемному составу, дают оттенки одного цвета, — остаётся для меня вопросом.
Одни из самых распространённых
видов синестезии
МУЗЫКАЛЬНО-ЦВЕТОВАЯ СИНЕСТЕЗИЯ — восприятие музыки в виде закономерно и непроизвольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн
ГРАФЕМНО-ЦВЕТОВАЯ СИНЕСТЕЗИЯ — появление цветовых ассоциаций с очертаниями букв или цифр
ФОНЕМНО-ЦВЕТОВАЯ СИНЕСТЕЗИЯ — связь звучания человеческой речи с разными цветами
ФОНЕМНО-ВКУСОВАЯ СИНЕСТЕЗИЯ — появление вкусовых ассоциаций от звучания отдельных слов
Исследователь синестезии также должен использовать свою фантазию при определении подвидов синестетических проявлений. Возьмём так называемую музыкальную синестезию. Использовать это название в повседневных рассказах о своей синестезии можно, но в исследовательской терминологии этого бывает недостаточно. Дело в том, что подвидов музыкальных синестезий насчитывается чуть ли не десяток. Это и восприятие в разнообразных оттенках или иных качествах разновысотных звуков (нот), и оригинальное восприятие ладов, тембров инструментов, авторских и стилистических разновидностей музыки, её жанров, отдельных композиций и т. д. У каждого музыкального синестета выделяется определённый аспект, который и воспринимается синестетическим способом. То же самое можно сказать о понятии числа (при синестезии на числа), шумов и звуков, эмоций, типажей и т. д. Для экспериментатора важна точность анализа изучаемого подвида, так как в основе каждого из них лежат разные когнитивные механизмы.
Материал подготовил Артём Лучко
Многие из нас лично встречали людей, которые чувствуют цвета там, где их нет, ассоциируют имена со вкусами или визуализируют музыку. Ну или хотя бы знают, что они существуют. Долгие годы учёные не воспринимали эти причуды сознания всерьёз, принимая эти явления как продукт гиперактивного воображения или даже психического расстройства.
В последние годы синестезия (пусть и неохотно) постепенно принимается наукой в качестве реального явления с реальным неврологическим обоснованием. Некоторые исследователи даже считают, что её изучение может дать подсказки к тому, как организован мозг и как работает наше восприятие. Мы решили разобраться, что такое синестезия, пообщавшись с научным куратором Российского синестетического сообщества, а также поговорили с сами синестетами, чтобы подробнее узнать о том, каково это — иметь такое необычное восприятие.
Что такое синестезия?
Антон Сидоров-Дорсо
Лингвист, психолог, исследователь синестезии
В самой общей перспективе под синестезией понимают необычное сенсорное переживание, возникающее в ответ на восприятие или мысль об определённом системном явлении действительности. Примером синестезии может служить восприятие музыки, человеческой речи или букв в цвете (т. н. «цветной слух» — старый термин, обозначавший, как выяснилось после обнаружения ещё около сотни видов, лишь частное проявление синестезии).
Однако в отличие от «рукотворных», художественных или технических сопоставлений, например, музыки и цвета (цветомузыки, визуализаторов и т. п.), посредством которых их создатели осмысленно и планомерно пытаются выразить определённую идею или воплотить техническую функцию, синестезия проявляется помимо воли человека (называемого синестетом) на субъективном уровне и в момент первого появления в очень раннем детстве сознательного значения не несёт. Необычность синестетического восприятия как раз и заключается в том, что это непроизвольная, дополнительная, статистически необычная реакция. В беседах с синестетами обычно не удаётся проследить, откуда и почему синестетические переживания имеют именно такое, а не иное содержание. Более того, используя определённые методы, психолог прямо в лабораторной ситуации может вызвать у синестета новые синестетические реакции, которые по качеству (например, новому цвету) совершенно непредсказуемы ни для экспериментатора, ни для испытуемого. (В моих экспериментах у синестетов, воспринимающих цвета дней недели, проявлялся цвет выдуманного дня недели.)
Все эти факты приводят к однозначному заключению, что синестезия — это не сенсорные ассоциации, а непосредственное порождение самой активности мозга. Кроме того, синестезию, как я уже обозначил выше, характеризует системность тех явлений, которые воспринимаются синестетически. Обычно это явления действительности, отражающие деятельность человека и выражающиеся в группах или категориях («ноты», «фонемы», «буквы», «числа» и т. п.). Как можно заметить, посредством этих «категорий» (или «семиотических систем») человек адаптируется к миру и воссоздаёт старые или создаёт новые смыслы.
Откуда растут корни этого явления?
Синестезия — это феномен, причины которого могут быть различны. Отталкиваясь от причин, мы делим синестезию по типам: интоксикационная, травматическая, гипнагогическая и гипнопомпическая (в момент перехода от бодрствования ко сну и обратно), депривационные синестезии, синестезии в изменённом состоянии сознания (ИСС-синестезии) и др. Схожесть переживания типов синестезии не указывает на единообразие причин, их вызывающих. Например, синестезия естественного развития (врожденная синестезия) — предмет моего исследования — предположительно, является результатом взаимодействия генетического наследования и своеобразного влияния среды.
В подавляющем большинстве случаев синестезия представляет собой независимый и самодостаточный феномен. Например, советский психофизиолог С. В. Кравков характеризовал синестезию как группу особых разновидностей координации органов чувств, которые в резкой форме «выражены у сравнительно ограниченного круга субъектов». Они проявляются в ощущениях и представлениях, которые для данной модальности «инородны и относятся по своему качеству к другим чувствующим системам». Он также отмечал непроизвольность и «навязчивый характер», разнообразие и вероятное наследственное происхождение синестезии, особо подчёркивая, что «все подобного рода явления отнюдь не порождаются фантазией отдельных лиц и не служат показателем какой-либо их психопатичности» (Кравков, 1948). Лица, восприятие которых отличается синестетическими особенностями (а их по статистике около 4 %), в прочих своих проявлениях не отличаются от нас с вами, разве что, как показывают результаты моих исследований и исследования моих зарубежных коллег, синестеты могут демонстрировать большую склонность к творческой деятельности и более продуктивны в тех видах деятельности, которые связаны со «стимулами», вызывающими у них синестезию.
"Распространённость синестезии составляет 4,4 %, а самый распространённый вид — это ощущение дней недели в цвете"
Синестезию изучают разные специалисты множеством способов. Отсюда и разнообразие выявляемых «корней явления». Например, результаты молекулярно-генетического, генеалогического и близнецового методов указывают на высокую вероятность того, что синестезия естественного развития — наследственный феномен. Однако среди прочих возражений имеются и те, что музыка, названия дней недели и другие явления, способные вызывать синестезию, являются сложными культурно обусловленными понятиями, и абсурдно было бы предполагать их непосредственное генетическое наследование. Как следствие, при объяснении генезиса синестезии мы должны учитывать значимость средового компонента и познавательного.
На мой взгляд, наследуется не конкретная реакция на конкретный стимул, а то, что можно назвать общим синестетическим фактором, который обретает форму под влиянием среды и обучения. То есть, вероятно, наследуется Синестетический Коэффициент (СинК) — числовое выражение степени обладания этим фактором в каждом индивидуальном случае. Над способом выявления СинК я сейчас работаю. Это будет способствовать объединению разных видов синестезии в исследовательские «кластеры» по степени проявления синестезии и связи, — грубо говоря, «количества» синестезии, которым обладает тот или иной синестет, со степенью его склонности к творчеству, характеру его памяти, абстрактного мышления, воображения и т. д.
Кроме того, объективными методами доказано, что головной мозг синестета структурно устроен несколько иначе, как на макро-, так и на микроуровнях. Функционально мозг синестета, по крайней мере в момент синестетического восприятия, тоже отличается от активности мозга несинестета и от работы мозга того же синестета, но в момент восприятия несинестетических стимулов. В целом можно сказать, что мы имеем дело с целым комплексом структурно-функциональных отличий, а не каких-то «точечных» изменений, как полагали ещё лет десять назад. Стоит предположить, что это комплексное отличие есть суть проявления сверхпластичности головного мозга синестета. От синестета к синестету такая сверхпластичность реализуется очень индивидуально и зависит, скорее всего, от наследуемого Синестетического Коэффициента.
Сколько в мире синестетов?
Исследование синестезии коллективом под руководством Джулии Симнер в Великобритании путём сбора самоотчётов на случайной демографической выборке показывает, что распространённость синестезии составляет 4,4 % и что самый распространённый вид — это ощущение дней недели в цвете. То же исследование выявило, что синестезия обнаруживает равномерное распределение среди мужчин и женщин (в чём я лично сильно сомневаюсь), а наиболее изучаемый вид — «цветные» буквы — встречается у 1 % населения. По моему многолетнему опыту, эти цифры либо несколько завышены, либо определённые культуры имеют больший процент синестетов. Я не проводил таких исследований на общей выборке в России, но по разным видам синестезии среди русскоговорящих синестетов первое и второе места по распространённости — у графемно-цветовой и музыкально-цветовой синестезии соответственно. Женщин среди анкетированных российских синестетов подавляющее большинство — 94 %.
Каково это – быть синестетом?
Как психолог могу лишь привести некоторые результаты исследований, которые, будучи статистическими обобщениями, не всегда могут быть перенесены на конкретный случай того или иного синестета. Сопоставление фактов выявляет некоторые отличительные свойства их познавательной сферы. Синестеты избирательно относятся к стимулам, вызывающим у них синестезию, то есть более чувствительны к ним. Они обладают более интенсивным восприятием в целом, особенно в той сенсорной сфере, к которой относятся их синестетические реакции. Упрощая, можно сказать, что их сознание в больше степени насыщенно сенсорными качествами. Частично (а конкретнее в том, что относится к стимулу или реакции) синестеты обладают более совершенными механизмами памяти: это так называемая «мнемоническая опора». Изучая иностранный язык, графемно-цветовой синестет будет воспринимать буквы нового алфавита в своеобразных цветах (случай В. В. Набокова) — так проявляется перенос категоризации на материал новых знаний. Синестеты также зачастую проявляют определённую склонность к самовыражению своего субъективного опыта при помощи соответствующих художественных средств.
В вопросе о том, действительно ли синестеты чувствуют дополнительные качества, содержится некоторый подвох, так как синестетическое восприятие не обязательно выражается в физическом чувстве, а может быть определённого рода стойким знанием или ассоциацией, неотступным впечатлением или сопровождающей образной формой.
Ангелина Кофманн
«Я вижу в цвете буквы и цифры, некоторые слова. Хотя слова в основном чувствую на вкус. Различаю по цветам запахи, звуки (голоса, песни, некоторые отдельные музыкальные инструменты). В некоторых случаях ещё могу сказать, какое слово, запах, буква на ощупь и по форме.
Когда только-только узнала, что эта способность так называется, и стала искать похожих людей в Сети, наткнулась на группу «ВКонтакте», где обсуждали, кто что и как видит и чувствует. Узнала, что дни недели тоже различаются по цветам, сначала не поняла. А потом как-то прислушалась к себе, и оказалось, что тоже вижу их по цветам. Так же и времена года, и месяцы.
Имя Пётр для меня красного цвета, а его другая форма — Петя — мягко-оранжевое. Почти все песни одной из моих любимых групп, Coldplay, — серо-голубые и похожи на туман. Самые вкусные слова — клавиша, completed. Английский язык по звучанию имеет серый цвет, французский — розовый, немецкий — красно-оранжевый. Иногда у людей бывают очень невкусные голоса, которые мне неприятно слышать. Или они используют слова, которые не нравятся мне на вкус. К сожалению, своей синестезии я пока не нашла применения. Просто радуюсь, что мой мир настолько цветной и многогранный.
Посторонние люди чаще всего говорят, что это бред. Что это ассоциации, и не более. А те, кто верит, первым делом спрашивают, какого цвета/вкуса их имя. Моя мама синестет. И ещё несколько знакомых, но мало. Вообще, я думаю, их больше, просто они не знают об этом. Некоторые узнали об этом от меня, а раньше, как и я, просто жили с этим и не задумывались».
Максим Прошутинский
«По итогам не досконального исследования, как я понял, у меня фонемно-цветовая, осязательно-фонемная и ещё не определённая синестезии. Вижу цвета знакомых мне слов, букв, цифр на слух и на вид. Также при этом возникают чувства, которые я фантомно осязаю у себя в мозге (как часть тела). И те же осязательные ощущения возникают при осознании чего-либо, к примеру, времени года воспоминания, или при ощущении человека, или при эмоциональном состоянии, при многом другом. С возрастом эти чувства значительно угасли, но я всё ещё их чувствую, но не так приторно и навязчиво.
При осознании моей бывшей девушки навязчиво ощущался осязательный запах в мозге в районе затылка, как будто вошёл в пекарню и там приторно пахнет подслащенным мучным. Сам себя я ощущаю в разные периоды жизни по разному. В 8 лет, к примеру, было что-то вроде послевкусия халвы сзади мозга... но очень отдалённое сравнение, ближе придумать не могу. 13 лет — корица с сахаром, немножко перчёно и приятно остро по бокам мозга (как иголка). 18 лет — как ощущения упоения водой после сильной жажды, внизу мозга, но тоже далёкое сравнение... Сейчас — 19 лет — запах алоэ внизу мозга. Многие совершенно разные по значению, но немного похожие по звучанию слова осязаются почти одинаково, из-за этого, бывает, я их путаю: к примеру, стол и кора, стакан и собака, граф и трон.
Синестезия помогает мне в жизни, систематизируя мою память. А ещё очень удобно подумать о чём-нибудь, запомнить осязание мысли, и тогда она точно не забудется. В работе не сильно помогает. Чуть-чуть. Я режиссёр монтажа, и если представить последовательность дублей и кадров в виде пазла, который я собираю, то могу сказать, что я ощущаю каждый кусочек пазла, и это мне позволяет чуть легче собирать его».
Ольга Балла
«Я постоянно чувствую (то есть ощущаю как «фон» восприятия всего вообще) цвета и некоторые «физические» характеристики (влажность/сухость, тепло/холод, высоту/низину, шершавость/гладкость, блеск/матовость…) букв, звуков речи и цифр. Очень долго (лет до 12) я была уверена, что это норма и свойственно всем. Но и сейчас мне трудно представить себе, как это люди этого не чувствуют: что же, когда они читают текст или видят ряд цифр, у них перед внутренними глазами чёрно-белая картинка или вообще ничего?! Я же всё время в этом живу! Я помню, как-то сказала «сладковато-синий», и собеседник не понял, о чём речь (а речь-то шла о букве „ч“, мы вспоминали имя человека, я говорю — «там что-то сладковато-синее, должна быть буква „ч“»). Наверное, если смотреть извне, это может показаться необычным — соединение вкуса, цвета и буквы, прямой выход от цвета и вкуса на букву. Но для меня-то нормально!
Синестезия очень помогает запоминать и вспоминать имена, цифры, телефоны, даты — всё это запоминается как цветовые пятна. С другой стороны, трудно установить внутренние отношения с тем, у чего дисгармоничная, «неудобная» цветовая внутренняя картина (следственно, её труднее запомнить). Хорошо запоминается, скажем, 47 — синий-тёмно-тёмно-зелёный, но плохо 48: синий – липко-тёмно-вишнёвый. Ловила себя на внутреннем сопротивлении восприятию людей, цвет имени которых не нравится или дисгармоничен (скажем, имя Евгений — мучительного невнятного цвета овсяной каши. Но я-то понимаю, что Евгений не виноват.
С работой моё восприятие никак не пересекается, не больше, чем со всем остальным (я вообще-то журналист и пишу тексты)».
Виды синестезии
У некоторых разновидностей нет названий, поэтому учёным иногда приходится импровизировать, создавая их для своих публикаций и докладов прямо на ходу. Например, мне пришлось подбирать «красивые» термины для цветовой синестезии на эмоции, вкусовой на боль и восприятия человеческих лиц (типажей), и получилось что-то вроде «аффективно-цветовая» и «альго-гастическая». Для третьего вида, выражающегося в виде фактурных «аур», я предложил сочетание «аурическая синестезия». А вот как назвать графемную синестезию с фонемными закономерностями, заключающимися в том, например, что схожие по написанию буквы Е и Ё вызывают разные цвета, а вот У и Ю, разные на письме, но схожие по фонемному составу, дают оттенки одного цвета, — остаётся для меня вопросом.
Одни из самых распространённых
видов синестезии
МУЗЫКАЛЬНО-ЦВЕТОВАЯ СИНЕСТЕЗИЯ — восприятие музыки в виде закономерно и непроизвольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн
ГРАФЕМНО-ЦВЕТОВАЯ СИНЕСТЕЗИЯ — появление цветовых ассоциаций с очертаниями букв или цифр
ФОНЕМНО-ЦВЕТОВАЯ СИНЕСТЕЗИЯ — связь звучания человеческой речи с разными цветами
ФОНЕМНО-ВКУСОВАЯ СИНЕСТЕЗИЯ — появление вкусовых ассоциаций от звучания отдельных слов
Исследователь синестезии также должен использовать свою фантазию при определении подвидов синестетических проявлений. Возьмём так называемую музыкальную синестезию. Использовать это название в повседневных рассказах о своей синестезии можно, но в исследовательской терминологии этого бывает недостаточно. Дело в том, что подвидов музыкальных синестезий насчитывается чуть ли не десяток. Это и восприятие в разнообразных оттенках или иных качествах разновысотных звуков (нот), и оригинальное восприятие ладов, тембров инструментов, авторских и стилистических разновидностей музыки, её жанров, отдельных композиций и т. д. У каждого музыкального синестета выделяется определённый аспект, который и воспринимается синестетическим способом. То же самое можно сказать о понятии числа (при синестезии на числа), шумов и звуков, эмоций, типажей и т. д. Для экспериментатора важна точность анализа изучаемого подвида, так как в основе каждого из них лежат разные когнитивные механизмы.
Isidora- Гостеприимный хозяин
-
Модератор
Сообщения : 967
Репутация : 619
Дата регистрации : 2021-07-24
Хельга поставил(а) лайк
Re: Синестезия: Люди, которые нюхают буквы и слышат цвета.
Синестезия: Люди, которые нюхают буквы и слышат цвета
Любопытные проявления синестезии
Для меня все проявления синестезии одинаково интересны и загадочны, и механизмы её возникновения и порождения и по функции, и по содержанию скрыты от самого синестета. В отличие от ассоциаций, метафор и других когнитивных стратегий, в итоговом содержании которых отражается опыт и научение, синестезия — это внутренне порождённый процесс (эндогенный генезис).
Синестезия возникает в очень раннем детстве, когда значения содержания реакций ещё просто не сформированы и приобретают интерпретацию postfactum. Даже самый незамысловатый на первый взгляд вид синестезии представляет собой некоторое отражение скрытой сложнейшей работы головного мозга.
Конечно, я встречал множество необычных проявлений этого феномена, но эта необычность содержания синестетических стимулов и реакций, таких, к примеру, как цвет движений собственного тела, звук зрительно воспринимаемого движения, цвет и фактуры оргазма, пусть и придаёт пикантность и дополнительную интригу, с научной точки зрения важна как возможная отправная точка серьёзного исследования.
Что стимулирует синестезию?
Синестезия проявляется не постоянно, а избирательно. Насколько часто, зависит от той системы стимулов, которые её вызывают. Понятно, что если у вас синестетические ощущения вызывает музыка, то переселившись в тихое место и поставив себе рингтон в виде свиста дельфина или гуканья мартышки, есть все возможности не пережить синестезию больше никогда. В иных случаях, при иных разновидностях стимулы-триггеры избежать не удастся, так как они принадлежат любому проявлению той или иной сенсорной модальности, например, синестезию может провоцировать любой вкус или любые шумы. Заметьте, что мой эксперимент с выдуманным, восьмым днём недели, который в конце концов стал у испытуемых вызывать цвет, косвенно указывает на то, что синестезируется не физический стимул как таковой, а представление о нём, значение, приписываемое определённому физическому событию.
Поэтому, может быть, наш синестет-отшельник так соскучится по музыке, что услышит её в дельфиньем свисте.
Синестезия помогает или мешает жить?
В большинстве случаев наличие синестезии не является помехой. Как может быть помехой явление, с которым можно прожить всю свою жизнь, так и не узнав, что оно у тебя было? Навскидку вы не отличите человека, обладающего синестезией, от человека, таковой не обладающего. Как я уже сказал, не зная об этом феномене, синестет и сам себя не отличит от несинестета. Вы вот знаете, сколько у вас родинок на голове под волосами? В большинстве случаев синестезия абсолютно нейтральное явление: есть, и всё тут. Часто кажется, что сами исследователи находятся в большем восторге от этого феномена, чем его обладатели. Стоит, однако, признаться, что в одном случае из ста синестетические реакции действительно являются причиной преодолимой интерференции для процессов восприятия, внимания и памяти. Эти случаи (назовём их случаями с избыточно высоким Синестетическим Коэффициентом) по очевидным причинам чаще становятся известными, но их, несмотря на это, гораздо меньше, чем случаев положительного и даже восторженного отношения к собственным синестетическим особенностям.
Утилитарное значение синестезии всегда почему-то ставится в основу оценки самого феномена. Давайте разберёмся. Есть проявления синестезии, а есть — сопряжённые с ней свойства и качества.
Проявления — это только вершина айсберга возможностей. По моим наблюдениям и по результатам исследований, например, графемно-цветовые синестеты по большей части наделены «гуманитарными» мозгами, синестеты с аурической синестезией — великолепные физиогномисты и бытовые психологи (необязательно филантропичные, кстати), а в синестете со вкусовыми ощущениями, вероятно, сладко дремлет шеф-повар, ну и т. д. Используя синестезию как телефонную книжку, напоминатель паролей, визуализатор мелодий или spell-checker, человек, обладающий синестезией, рискует застрять в поверхностной утилитарности и так и не добраться до глыбы творческих возможностей.
Майкл Хаверкамп
НЕКОТОРЫЕ СИНЕСТЕТЫ НАХОДЯТ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СВОИМ НЕОБЫЧНЫМ СПОСОБНОСТЯМ, И ОТДЕЛЬНЫЕ КОМПАНИИ НАБИРАЮТ ТАКИХ ЛЮДЕЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НЕОБЫЧНОЙ РАБОТЫ. Например, в компании Ford существует такая должность, как эксперт-синестет. Его задача заключается в том, чтобы трогать, нюхать и слушать автомобили. Мы связались с Майклом Хаверкампом, и он рассказал нам об особенностях своей профессии.
«В принципе, моё восприятие такое же, как и у всех остальных. Однако мои чувства по-особому связаны между собой. В качестве примера: когда я слышу звуки или слушаю музыку, я вижу перед собой цвет и форму.
Меня всегда интересовала техника, музыка и искусство. Во время учёбы на электроинженера, я изучал коммуникационные технологии и акустику. Важной частью акустики является передача звуковой волны через человеческое ухо и нейронная обработка сигналов. Психология слуха играет важную роль. Когда я работал инженером автомобильной акустики, я, помимо прочего, участвовал в изучении вибраций автомобиля, шума тормозов, звукового излучения и в улучшении качества звука автомобиля. За это время мне стало ясно, что эффект воздействия звука на человеческое восприятие невозможно понять полностью без учёта данных других органов чувств. Очень важно знать, какие изображения возникают в голове у человека при прослушивании музыки. Если вы слышите, как кто-то касается поверхности, что вы при этом почувствуете, как это будет выглядеть?
После разработки методологии подхода мультисенсорной оптимизации компонентов автомобиля у меня появилась полноценная должность в качестве специалиста по кросс-сенсорной гармонизации восприятия качества автомобиля. Помимо работы по оптимизации, я написал книгу, в которой описано моё понимание всех чувств и ощущений (Синестетический дизайн. Справочник для мультисенсорного подхода. Birkhäuser, 2013).
В настоящее время автомобилям среднего класса и класса люкс выставляются высокие требования по «восприятию» их качества. Оценка внешнего вида, звука и тактильного восприятия материалов обычно производится в рамках специализированных отделов. Следующий шаг, который часто игнорируется, — оптимальное согласование чувственного восприятия компонентов автомобиля. Когда человек трогает какой-либо материал, он должен чувствовать на ощупь и слышать именно то, что он ожидает от внешнего вида этого материала. Индивидуальное восприятие является хорошим началом для расширения творческих возможностей. Однако каждый подход должен зарекомендовать себя перед окончательным утверждением. Конечный дизайн продукта должен подходить для всех клиентов. Мы используем научные тесты и исследования, основанные на отзывах наших покупателей, чтобы убедиться в том, что мы движемся в правильном направлении.
Запахи бензина, масла, пластмассы и металла не входят в рейтинг самых приятных материалов. Запах натуральных материалов нравится мне намного больше, например, запах кожи или натуральной ткани. Но в некоторых случаях я ощущаю, что даже запах бензина является уместным, например, для старомодной модели. Запах кожи является предпочтительным в Европе и Северной Америке, но клиентам из Японии, Китая и Индии не нравится отделка, которая пахнет кожей. В компании Ford мы нацелены на «чистое» восприятие интерьера без интенсивного аромата. Почти каждая автомобильная компания пытается оптимизировать внешний вид, сенсорное восприятие, звук и запах своих автомобилей. Однако подход к оптимизации чувств является новшеством для автомобильной отрасли».
Как общество воспринимает синестетов?
Более традиционно мыслящие люди могут демонстрировать одну из сторон двоякого стереотипа в отношении к синестезии, как к феномену, выбивающемуся из «статистической нормы». С одной стороны, могут выдаваться патологизирующие шаблоны, с другой — стремление водрузить феномен синестезии на пьедестал, наделяя её романтическим характером гениальности-по-умолчанию. Люди с более открытыми взглядами, признающие значимость многообразия проявлений человеческих типов и принимающие неопределённость различий субъективного восприятия, при оценке синестезии начинают задавать вопросы, выясняя для себя суть этого явления. Такие люди воспринимают этот необычный феномен с неподдельным удивлением и любопытством.
Кто из известных личностей является синестетом?
Существуют биографические свидетельства, чаще от первого лица, что синестетическими способностями обладали такие выдающиеся личности, как Ричард Фейнман (лауреат Нобелевской премии по физике), философ Людвиг Витгенштейн, писатель Владимир Набоков, композиторы Ференц Лист, Николай Римский-Корсаков, Дьёрдь Лигети, Оливье Мессиан, Ян Сибелиус, теоретик и музыкант-колоколист Константин Сараджев, джазист Дюк Эллингтон. Спешу предупредить, что хоть наличие синестезии и делает кого-то обладателем экстраординарного восприятия, но к нему в довесок автоматически не прилагается авторство романа «Лолита», оперы «Садко» и первенства в открытии принципов квантовой электродинамики.
Как узнать, что вы синестет?
Синестезию можно обнаружить у себя, зная об особенностях этого феномена, путём рефлексии и сравнения закономерностей своего восприятия с восприятием других людей. Некоторые синестеты могут прожить всю жизнь, так и не узнав о своих особенностях. Другие осознают, что их восприятие отличается от восприятия их знакомых, родственников и друзей, но не знают, что у этой особенности есть своё название и что её плодотворно изучает широкий круг учёных.
Можно ли развить у себя синестезию?
В научной практике было несколько безрезультатных попыток «развить» синестезию под строгим лабораторным контролем. Всё, чего удалось добиться, — это межсенсорные ассоциации, которые хоть и напоминают отчасти синестетические переживания, ими не являются. Как уже было сказано выше, синестезия — это системное и непроизвольное переживание дополнительного сенсорного качества, и непосредственные механизмы порождения и проявления этого переживания скрыты от синестета. Синестезия — добавочное переживание и не исключает параллельного, одновременного протекания более типичных, свойственных всем нам ассоциативных переживаний, и уже исключительно по этой причине неравнозначна им. Это означает, что синестет, помимо синестетических ощущений, связанных с тем или иным стимулом, может иметь и обыкновенные ассоциации, вызываемые тем же самым стимулом. Научными экспериментами не раз доказано, что сознательно развить синестезию невозможно, поэтому, например, мнемонические техники, ссылающиеся на случай синестета-мнемониста С. Шерешевского, мягко говоря, вводят публику в заблуждение. Для того чтобы иметь уникальную память, как у Соломона Вениаминовича, надо для начала обладать такими же уникальными, в той или иной мере врождёнными, свойствами восприятия.
Материал подготовил Артём Лучко
Любопытные проявления синестезии
Для меня все проявления синестезии одинаково интересны и загадочны, и механизмы её возникновения и порождения и по функции, и по содержанию скрыты от самого синестета. В отличие от ассоциаций, метафор и других когнитивных стратегий, в итоговом содержании которых отражается опыт и научение, синестезия — это внутренне порождённый процесс (эндогенный генезис).
Синестезия возникает в очень раннем детстве, когда значения содержания реакций ещё просто не сформированы и приобретают интерпретацию postfactum. Даже самый незамысловатый на первый взгляд вид синестезии представляет собой некоторое отражение скрытой сложнейшей работы головного мозга.
Конечно, я встречал множество необычных проявлений этого феномена, но эта необычность содержания синестетических стимулов и реакций, таких, к примеру, как цвет движений собственного тела, звук зрительно воспринимаемого движения, цвет и фактуры оргазма, пусть и придаёт пикантность и дополнительную интригу, с научной точки зрения важна как возможная отправная точка серьёзного исследования.
Что стимулирует синестезию?
Синестезия проявляется не постоянно, а избирательно. Насколько часто, зависит от той системы стимулов, которые её вызывают. Понятно, что если у вас синестетические ощущения вызывает музыка, то переселившись в тихое место и поставив себе рингтон в виде свиста дельфина или гуканья мартышки, есть все возможности не пережить синестезию больше никогда. В иных случаях, при иных разновидностях стимулы-триггеры избежать не удастся, так как они принадлежат любому проявлению той или иной сенсорной модальности, например, синестезию может провоцировать любой вкус или любые шумы. Заметьте, что мой эксперимент с выдуманным, восьмым днём недели, который в конце концов стал у испытуемых вызывать цвет, косвенно указывает на то, что синестезируется не физический стимул как таковой, а представление о нём, значение, приписываемое определённому физическому событию.
Поэтому, может быть, наш синестет-отшельник так соскучится по музыке, что услышит её в дельфиньем свисте.
Синестезия помогает или мешает жить?
В большинстве случаев наличие синестезии не является помехой. Как может быть помехой явление, с которым можно прожить всю свою жизнь, так и не узнав, что оно у тебя было? Навскидку вы не отличите человека, обладающего синестезией, от человека, таковой не обладающего. Как я уже сказал, не зная об этом феномене, синестет и сам себя не отличит от несинестета. Вы вот знаете, сколько у вас родинок на голове под волосами? В большинстве случаев синестезия абсолютно нейтральное явление: есть, и всё тут. Часто кажется, что сами исследователи находятся в большем восторге от этого феномена, чем его обладатели. Стоит, однако, признаться, что в одном случае из ста синестетические реакции действительно являются причиной преодолимой интерференции для процессов восприятия, внимания и памяти. Эти случаи (назовём их случаями с избыточно высоким Синестетическим Коэффициентом) по очевидным причинам чаще становятся известными, но их, несмотря на это, гораздо меньше, чем случаев положительного и даже восторженного отношения к собственным синестетическим особенностям.
Утилитарное значение синестезии всегда почему-то ставится в основу оценки самого феномена. Давайте разберёмся. Есть проявления синестезии, а есть — сопряжённые с ней свойства и качества.
Проявления — это только вершина айсберга возможностей. По моим наблюдениям и по результатам исследований, например, графемно-цветовые синестеты по большей части наделены «гуманитарными» мозгами, синестеты с аурической синестезией — великолепные физиогномисты и бытовые психологи (необязательно филантропичные, кстати), а в синестете со вкусовыми ощущениями, вероятно, сладко дремлет шеф-повар, ну и т. д. Используя синестезию как телефонную книжку, напоминатель паролей, визуализатор мелодий или spell-checker, человек, обладающий синестезией, рискует застрять в поверхностной утилитарности и так и не добраться до глыбы творческих возможностей.
Майкл Хаверкамп
НЕКОТОРЫЕ СИНЕСТЕТЫ НАХОДЯТ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СВОИМ НЕОБЫЧНЫМ СПОСОБНОСТЯМ, И ОТДЕЛЬНЫЕ КОМПАНИИ НАБИРАЮТ ТАКИХ ЛЮДЕЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НЕОБЫЧНОЙ РАБОТЫ. Например, в компании Ford существует такая должность, как эксперт-синестет. Его задача заключается в том, чтобы трогать, нюхать и слушать автомобили. Мы связались с Майклом Хаверкампом, и он рассказал нам об особенностях своей профессии.
«В принципе, моё восприятие такое же, как и у всех остальных. Однако мои чувства по-особому связаны между собой. В качестве примера: когда я слышу звуки или слушаю музыку, я вижу перед собой цвет и форму.
Меня всегда интересовала техника, музыка и искусство. Во время учёбы на электроинженера, я изучал коммуникационные технологии и акустику. Важной частью акустики является передача звуковой волны через человеческое ухо и нейронная обработка сигналов. Психология слуха играет важную роль. Когда я работал инженером автомобильной акустики, я, помимо прочего, участвовал в изучении вибраций автомобиля, шума тормозов, звукового излучения и в улучшении качества звука автомобиля. За это время мне стало ясно, что эффект воздействия звука на человеческое восприятие невозможно понять полностью без учёта данных других органов чувств. Очень важно знать, какие изображения возникают в голове у человека при прослушивании музыки. Если вы слышите, как кто-то касается поверхности, что вы при этом почувствуете, как это будет выглядеть?
После разработки методологии подхода мультисенсорной оптимизации компонентов автомобиля у меня появилась полноценная должность в качестве специалиста по кросс-сенсорной гармонизации восприятия качества автомобиля. Помимо работы по оптимизации, я написал книгу, в которой описано моё понимание всех чувств и ощущений (Синестетический дизайн. Справочник для мультисенсорного подхода. Birkhäuser, 2013).
В настоящее время автомобилям среднего класса и класса люкс выставляются высокие требования по «восприятию» их качества. Оценка внешнего вида, звука и тактильного восприятия материалов обычно производится в рамках специализированных отделов. Следующий шаг, который часто игнорируется, — оптимальное согласование чувственного восприятия компонентов автомобиля. Когда человек трогает какой-либо материал, он должен чувствовать на ощупь и слышать именно то, что он ожидает от внешнего вида этого материала. Индивидуальное восприятие является хорошим началом для расширения творческих возможностей. Однако каждый подход должен зарекомендовать себя перед окончательным утверждением. Конечный дизайн продукта должен подходить для всех клиентов. Мы используем научные тесты и исследования, основанные на отзывах наших покупателей, чтобы убедиться в том, что мы движемся в правильном направлении.
Запахи бензина, масла, пластмассы и металла не входят в рейтинг самых приятных материалов. Запах натуральных материалов нравится мне намного больше, например, запах кожи или натуральной ткани. Но в некоторых случаях я ощущаю, что даже запах бензина является уместным, например, для старомодной модели. Запах кожи является предпочтительным в Европе и Северной Америке, но клиентам из Японии, Китая и Индии не нравится отделка, которая пахнет кожей. В компании Ford мы нацелены на «чистое» восприятие интерьера без интенсивного аромата. Почти каждая автомобильная компания пытается оптимизировать внешний вид, сенсорное восприятие, звук и запах своих автомобилей. Однако подход к оптимизации чувств является новшеством для автомобильной отрасли».
Как общество воспринимает синестетов?
Более традиционно мыслящие люди могут демонстрировать одну из сторон двоякого стереотипа в отношении к синестезии, как к феномену, выбивающемуся из «статистической нормы». С одной стороны, могут выдаваться патологизирующие шаблоны, с другой — стремление водрузить феномен синестезии на пьедестал, наделяя её романтическим характером гениальности-по-умолчанию. Люди с более открытыми взглядами, признающие значимость многообразия проявлений человеческих типов и принимающие неопределённость различий субъективного восприятия, при оценке синестезии начинают задавать вопросы, выясняя для себя суть этого явления. Такие люди воспринимают этот необычный феномен с неподдельным удивлением и любопытством.
Кто из известных личностей является синестетом?
Существуют биографические свидетельства, чаще от первого лица, что синестетическими способностями обладали такие выдающиеся личности, как Ричард Фейнман (лауреат Нобелевской премии по физике), философ Людвиг Витгенштейн, писатель Владимир Набоков, композиторы Ференц Лист, Николай Римский-Корсаков, Дьёрдь Лигети, Оливье Мессиан, Ян Сибелиус, теоретик и музыкант-колоколист Константин Сараджев, джазист Дюк Эллингтон. Спешу предупредить, что хоть наличие синестезии и делает кого-то обладателем экстраординарного восприятия, но к нему в довесок автоматически не прилагается авторство романа «Лолита», оперы «Садко» и первенства в открытии принципов квантовой электродинамики.
Как узнать, что вы синестет?
Синестезию можно обнаружить у себя, зная об особенностях этого феномена, путём рефлексии и сравнения закономерностей своего восприятия с восприятием других людей. Некоторые синестеты могут прожить всю жизнь, так и не узнав о своих особенностях. Другие осознают, что их восприятие отличается от восприятия их знакомых, родственников и друзей, но не знают, что у этой особенности есть своё название и что её плодотворно изучает широкий круг учёных.
Можно ли развить у себя синестезию?
В научной практике было несколько безрезультатных попыток «развить» синестезию под строгим лабораторным контролем. Всё, чего удалось добиться, — это межсенсорные ассоциации, которые хоть и напоминают отчасти синестетические переживания, ими не являются. Как уже было сказано выше, синестезия — это системное и непроизвольное переживание дополнительного сенсорного качества, и непосредственные механизмы порождения и проявления этого переживания скрыты от синестета. Синестезия — добавочное переживание и не исключает параллельного, одновременного протекания более типичных, свойственных всем нам ассоциативных переживаний, и уже исключительно по этой причине неравнозначна им. Это означает, что синестет, помимо синестетических ощущений, связанных с тем или иным стимулом, может иметь и обыкновенные ассоциации, вызываемые тем же самым стимулом. Научными экспериментами не раз доказано, что сознательно развить синестезию невозможно, поэтому, например, мнемонические техники, ссылающиеся на случай синестета-мнемониста С. Шерешевского, мягко говоря, вводят публику в заблуждение. Для того чтобы иметь уникальную память, как у Соломона Вениаминовича, надо для начала обладать такими же уникальными, в той или иной мере врождёнными, свойствами восприятия.
Материал подготовил Артём Лучко
Isidora- Гостеприимный хозяин
-
Модератор
Сообщения : 967
Репутация : 619
Дата регистрации : 2021-07-24
Хельга поставил(а) лайк
Re: Синестезия: Люди, которые нюхают буквы и слышат цвета.
Кто такие синестетики? Пять категорий синестезии.
Кто обладает феноменальными способностями?
Как передается синестезия?
Можно ли развить способности синестезии?
Человек в своей жизни постоянно использует органы чувств. Мы вдыхаем запах свежего хлеба, любуемся красотами природы, внимаем шедевры классических композиторов, наслаждаемся вкусом мороженного, с удовольствием трогаем мягкий шелк. Использование одного из органа чувств, для изучения какого-либо предмета - это нормальное состояние человека.
Да, человек может увидеть хлеб, потрогать его и почувствовать запах, но кому может прийти в голову, как звучит свежий хлеб. Оказывается, некоторые люди могут задействовать сразу пять органов чувств, для изучения какого-либо предмета, это явление называется синестезия.
Эта особенность позволяет более чувственно воспринимать весь окружающий мир. Согласитесь, что все ощущения, такие как слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные и вкусовые приносят человеку удивительные эмоции. Синестетики способны получать от чувствительного восприятия гораздо больше, они ярко ощущают действительность и могут увидеть простой предмет прекраснее, чем обычные люди. Для них открываются все двери, у них больше возможностей для развития собственного творческого потенциала.
Синестезия – это довольно новое понятие, оно появилось около трехсот лет назад. Хотя феномен известен с древних времен, наши предки во время ритуальных танцев не разделяли звук или цвет, они не дробили явления окружающего мира на роды и виды. В конце девятнадцатого века синестезия стала популярной в культурной сфере. Творческие люди активно использовали совмещение звука и цвета зрительного и вкусового восприятия.
Синестезия является предметом обсуждений не только писателей и музыкантов, но также и медиков.
Современная психология разделяет это явление на несколько категорий:
1 – цветовой слух.
Этот феномен встречается у композиторов и музыкантов, они способны давать разным звукам свою цветовую окраску.
2 – слуховая синестезия.
Более подробно изучена и описана ученым калифорнийского технического института Кристофером Кохом. Было установлено, что эти люди способны чувствовать звуковые ощущения при появлении определенных предметов, даже если сами предметы не воспроизводят никакого звука.
3 – вкусовая кинестезия.
Эта особенность позволяет определенным образом ощущать предметы на вкус. Речь идет не только о тех вещах, которые действительно можно попробовать, а именно о зрительных и слуховых ощущениях. Например при прослушивании песни, может появиться конкретное вкусовое чувство.
4 – ассоциация зрительных образов со световыми, или тактильными категориями.
5 – психология проецирующей и ассоциирующейся синестезии.
Связана с впечатлениями, которые закрепились на подсознательном уровне, например у большинства людей холодная вода будет синего цвета, это связано с тем, что кран с холодной водой всегда помечен синим цветом, а с горячей красным.
Однако у синестетиков не будет никакой связи между предметом и чувствительным восприятием, у них холодная вода может быть совершенно другого цвета. Появление такого уникального явления вызвало много споров в сообществе, это и понятно, ведь не каждый человек решит разделять цифры по цвету, а буквы по тактильным ощущениям.
В пятнадцатом веке синестезия считалась патологией, однако после ряда исследований ученые пришли к выводу, что это явление является нормальным, просто им обладает небольшая группа людей. Изначально считалось, что всего один процент на земле являются синестетиками, хотя сегодня этот процент значительно выше.
Исследования ученых показали, что один человек из двадцати пяти тысяч обладает какой-либо из разновидностей синестезии. Интерес ученых вызывает и то, как появляется феномен синестезии, некоторые его связывают с генетической предрасположенностью, например Меган Стивен – ученый из оксфордского университета считает, что именно гены играют важную роль для получения синестезии. Его исследования доказывают, что на этот феномен могут повлиять и другие факторы, Стивен провел эксперимент над синестетиками, которые потеряли зрение. Трое получили эту способность после слепоты, причем испытуемые продемонстрировали отличные разновидности синестезии. Один проецировал зрительные образы при звуковых и обонятельных ощущениях, а другой стал наделять буквы и другие предметы определенным цветом.
Саймон Байрон Кэнон из кэмбриджского университета считает, что обстановка и образ жизни способствует появлению этого феномена. Важно разделять, что реально является синестезией, а что является проекцией и галлюцинацией.
Сын Владимира Набокова – Дмитрий, получил от отца и матери по наследству это уникальное явление. Среди синестетиков есть много писателей, которые освещают этот феномен в своих произведениях. Это замечено не только у творческих личностей, например Даниел Теммет, одаренный молодой человек, который способен производить в уме сложные математические вычисления, тоже является синестетиком, также советский журналист и репортер Соломон Вениаминович Шерешевский обладал феноменальной памятью.
Как развить синестезию?
Синестетики способны лучше понимать и чувствовать окружающий мир. Они испытывают такие чувства, о которых обычные люди даже не подозревают. Человек, обладающий этими способностями способен решать творческие задачи, совершенствоваться и развивать свой талант, не зря среди синестетиков так много творческих личностей.
Если вы ощущаете дополнительные качества от привычных вещей, которые не связаны с подсознательной ассоциацией, и если они преследуют вас с самого детства, вас можно поздравить - вы являетесь настоящим синестетиком.
Если верить ученым – это явление вызвано не только генетической предрасположенностью, но и обычный человек в состоянии развить эти способности. Существуют специальные упражнения, которые позволяют подключить дополнительные органы чувств, которые стимулируют развитие синестезии.
Выполнять эти упражнения не сложно, зато впоследствии вы будете ощущать уникальные эмоции. Наиболее простой способ, это вызвать у себя ассоциации свойственные изученному предмету. Например, наделите музыку свойством, или фактурой, старайтесь думать не только в тех категориях, в которых вы привыкли, а выходить за рамки, сюда подключайте дополнительные чувства. Обычно цвет должен звучать, музыка обладать вкусом, а запахи быть осязательными, таким образом можно ощутить то, что вы никогда не ощущали.
Наличие синестезии приводит к появлению уникальных идей, которые до этого были скрыты для человека.
Следующее упражнение потребует существенную работу мозга, вы должны научиться думать по-другому, нужно представить известных людей, например художников, композиторов, или писателей. Например, подумайте, какую музыку мог бы писать Пушкин, какие картины выходили из-под кисти Моцарта, это помогает развивать нетипичные для мозга ассоциации.
Отличный способ развить синестезию – это дыхательные практики, можно попробовать гимнастику для глаз. Чем лучше работают органы восприятия, тем чувствительнее вы все ощущаете. Чтобы придать зрительным характеристикам запах, можно потренироваться на сильно пахнущих предметах. Закройте глаза и поочередно подносите к носу гвоздику, апельсин, хлеб, или табак, можно попробовать лаванду, или любые краски. Любые предметы, обладающие специфическим запахом, подходят для развития синестезии, придумайте им зрительные, или тактильные характеристики.
Это подробно описано в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер», автор подробно описал особенности чувств синестетиков. Для развития тактильных ощущений соберите коллекцию предметов, которые можно трогать и вызывать другие ассоциации. Для развития вкусовых ощущений можно использовать книгу по различным винам, или книгу по приготовлению различных вкусных блюд. Такие произведения позволят более четко представлять вкусовые восприятия, которые позволяют тренировать этот орган чувств.
Чтобы стать синестетиком, требуется видеть глубже поверхностных чувств, например звук мы воспринимаем слишком грубо, не заостряя внимание на оттенках. Даже тишина в квартире неоднородна, она наполнена максимальным количеством более тонких и незаметных звуков, старайтесь их распознать и услышать. Явление синестезии, это не просто особенность восприятия, это особенный взгляд на целый мир.
В наше время все больше и больше людей обнаруживают этот феномен. Вероятно, что синестезия стремительно распространяется по планете, передаваясь на генетическом уровне, либо человек переходит на новую степень, активно развиваясь и задействуя все органы чувств. Чаще задавайте себе вопросы, как пахнет звук, какого цвета понедельник или какой на ощупь запах клубничного варенья, есть вероятность, что и вы сможете в себе обнаружить, и еще больше развить чувство синестезии.
автор : Сергей Рябинин
Кто обладает феноменальными способностями?
Как передается синестезия?
Можно ли развить способности синестезии?
Человек в своей жизни постоянно использует органы чувств. Мы вдыхаем запах свежего хлеба, любуемся красотами природы, внимаем шедевры классических композиторов, наслаждаемся вкусом мороженного, с удовольствием трогаем мягкий шелк. Использование одного из органа чувств, для изучения какого-либо предмета - это нормальное состояние человека.
Да, человек может увидеть хлеб, потрогать его и почувствовать запах, но кому может прийти в голову, как звучит свежий хлеб. Оказывается, некоторые люди могут задействовать сразу пять органов чувств, для изучения какого-либо предмета, это явление называется синестезия.
Эта особенность позволяет более чувственно воспринимать весь окружающий мир. Согласитесь, что все ощущения, такие как слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные и вкусовые приносят человеку удивительные эмоции. Синестетики способны получать от чувствительного восприятия гораздо больше, они ярко ощущают действительность и могут увидеть простой предмет прекраснее, чем обычные люди. Для них открываются все двери, у них больше возможностей для развития собственного творческого потенциала.
Синестезия – это довольно новое понятие, оно появилось около трехсот лет назад. Хотя феномен известен с древних времен, наши предки во время ритуальных танцев не разделяли звук или цвет, они не дробили явления окружающего мира на роды и виды. В конце девятнадцатого века синестезия стала популярной в культурной сфере. Творческие люди активно использовали совмещение звука и цвета зрительного и вкусового восприятия.
Синестезия является предметом обсуждений не только писателей и музыкантов, но также и медиков.
Современная психология разделяет это явление на несколько категорий:
1 – цветовой слух.
Этот феномен встречается у композиторов и музыкантов, они способны давать разным звукам свою цветовую окраску.
2 – слуховая синестезия.
Более подробно изучена и описана ученым калифорнийского технического института Кристофером Кохом. Было установлено, что эти люди способны чувствовать звуковые ощущения при появлении определенных предметов, даже если сами предметы не воспроизводят никакого звука.
3 – вкусовая кинестезия.
Эта особенность позволяет определенным образом ощущать предметы на вкус. Речь идет не только о тех вещах, которые действительно можно попробовать, а именно о зрительных и слуховых ощущениях. Например при прослушивании песни, может появиться конкретное вкусовое чувство.
4 – ассоциация зрительных образов со световыми, или тактильными категориями.
5 – психология проецирующей и ассоциирующейся синестезии.
Связана с впечатлениями, которые закрепились на подсознательном уровне, например у большинства людей холодная вода будет синего цвета, это связано с тем, что кран с холодной водой всегда помечен синим цветом, а с горячей красным.
Однако у синестетиков не будет никакой связи между предметом и чувствительным восприятием, у них холодная вода может быть совершенно другого цвета. Появление такого уникального явления вызвало много споров в сообществе, это и понятно, ведь не каждый человек решит разделять цифры по цвету, а буквы по тактильным ощущениям.
В пятнадцатом веке синестезия считалась патологией, однако после ряда исследований ученые пришли к выводу, что это явление является нормальным, просто им обладает небольшая группа людей. Изначально считалось, что всего один процент на земле являются синестетиками, хотя сегодня этот процент значительно выше.
Исследования ученых показали, что один человек из двадцати пяти тысяч обладает какой-либо из разновидностей синестезии. Интерес ученых вызывает и то, как появляется феномен синестезии, некоторые его связывают с генетической предрасположенностью, например Меган Стивен – ученый из оксфордского университета считает, что именно гены играют важную роль для получения синестезии. Его исследования доказывают, что на этот феномен могут повлиять и другие факторы, Стивен провел эксперимент над синестетиками, которые потеряли зрение. Трое получили эту способность после слепоты, причем испытуемые продемонстрировали отличные разновидности синестезии. Один проецировал зрительные образы при звуковых и обонятельных ощущениях, а другой стал наделять буквы и другие предметы определенным цветом.
Саймон Байрон Кэнон из кэмбриджского университета считает, что обстановка и образ жизни способствует появлению этого феномена. Важно разделять, что реально является синестезией, а что является проекцией и галлюцинацией.
Сын Владимира Набокова – Дмитрий, получил от отца и матери по наследству это уникальное явление. Среди синестетиков есть много писателей, которые освещают этот феномен в своих произведениях. Это замечено не только у творческих личностей, например Даниел Теммет, одаренный молодой человек, который способен производить в уме сложные математические вычисления, тоже является синестетиком, также советский журналист и репортер Соломон Вениаминович Шерешевский обладал феноменальной памятью.
Как развить синестезию?
Синестетики способны лучше понимать и чувствовать окружающий мир. Они испытывают такие чувства, о которых обычные люди даже не подозревают. Человек, обладающий этими способностями способен решать творческие задачи, совершенствоваться и развивать свой талант, не зря среди синестетиков так много творческих личностей.
Если вы ощущаете дополнительные качества от привычных вещей, которые не связаны с подсознательной ассоциацией, и если они преследуют вас с самого детства, вас можно поздравить - вы являетесь настоящим синестетиком.
Если верить ученым – это явление вызвано не только генетической предрасположенностью, но и обычный человек в состоянии развить эти способности. Существуют специальные упражнения, которые позволяют подключить дополнительные органы чувств, которые стимулируют развитие синестезии.
Выполнять эти упражнения не сложно, зато впоследствии вы будете ощущать уникальные эмоции. Наиболее простой способ, это вызвать у себя ассоциации свойственные изученному предмету. Например, наделите музыку свойством, или фактурой, старайтесь думать не только в тех категориях, в которых вы привыкли, а выходить за рамки, сюда подключайте дополнительные чувства. Обычно цвет должен звучать, музыка обладать вкусом, а запахи быть осязательными, таким образом можно ощутить то, что вы никогда не ощущали.
Наличие синестезии приводит к появлению уникальных идей, которые до этого были скрыты для человека.
Следующее упражнение потребует существенную работу мозга, вы должны научиться думать по-другому, нужно представить известных людей, например художников, композиторов, или писателей. Например, подумайте, какую музыку мог бы писать Пушкин, какие картины выходили из-под кисти Моцарта, это помогает развивать нетипичные для мозга ассоциации.
Отличный способ развить синестезию – это дыхательные практики, можно попробовать гимнастику для глаз. Чем лучше работают органы восприятия, тем чувствительнее вы все ощущаете. Чтобы придать зрительным характеристикам запах, можно потренироваться на сильно пахнущих предметах. Закройте глаза и поочередно подносите к носу гвоздику, апельсин, хлеб, или табак, можно попробовать лаванду, или любые краски. Любые предметы, обладающие специфическим запахом, подходят для развития синестезии, придумайте им зрительные, или тактильные характеристики.
Это подробно описано в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер», автор подробно описал особенности чувств синестетиков. Для развития тактильных ощущений соберите коллекцию предметов, которые можно трогать и вызывать другие ассоциации. Для развития вкусовых ощущений можно использовать книгу по различным винам, или книгу по приготовлению различных вкусных блюд. Такие произведения позволят более четко представлять вкусовые восприятия, которые позволяют тренировать этот орган чувств.
Чтобы стать синестетиком, требуется видеть глубже поверхностных чувств, например звук мы воспринимаем слишком грубо, не заостряя внимание на оттенках. Даже тишина в квартире неоднородна, она наполнена максимальным количеством более тонких и незаметных звуков, старайтесь их распознать и услышать. Явление синестезии, это не просто особенность восприятия, это особенный взгляд на целый мир.
В наше время все больше и больше людей обнаруживают этот феномен. Вероятно, что синестезия стремительно распространяется по планете, передаваясь на генетическом уровне, либо человек переходит на новую степень, активно развиваясь и задействуя все органы чувств. Чаще задавайте себе вопросы, как пахнет звук, какого цвета понедельник или какой на ощупь запах клубничного варенья, есть вероятность, что и вы сможете в себе обнаружить, и еще больше развить чувство синестезии.
автор : Сергей Рябинин
Isidora- Гостеприимный хозяин
-
Модератор
Сообщения : 967
Репутация : 619
Дата регистрации : 2021-07-24
Хельга поставил(а) лайк
Похожие темы
» Психическое утомление Люди, которые нас истощают
» Цвета в Фэн-Шуй
» МАГИЯ ЦВЕТА
» Люди-жертвы
» Польза липового цвета
» Цвета в Фэн-Шуй
» МАГИЯ ЦВЕТА
» Люди-жертвы
» Польза липового цвета
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Вчера в 23:30 автор Luka
» Толкование сновидений от Ханны
Вчера в 18:56 автор tesla1
» Став «Узнать правду»
Вчера в 18:42 автор Luka
» Диагностика магических способностей
Вчера в 06:46 автор Bergdis
» Как пользоваться поиском по форуму.
Вчера в 06:35 автор Bergdis
» Диагностика негатива от Хельги
Вчера в 06:23 автор Bergdis
» Диагностика негатива от Хельги
Вчера в 06:17 автор Bergdis
» Добро пожаловать!
Вчера в 06:02 автор Bergdis
» Сигила Омела (для здоровья и работы со стихией Пустоты)
Вчера в 01:28 автор Luka
» Книги по Таро
Вчера в 01:26 автор Luka
» Немного юмора.....
Пт 11 Окт 2024, 21:01 автор Dzhana
» Кошки в славянской традиции
Пт 11 Окт 2024, 13:18 автор Хельга
» Свободное общение форумчан
Пт 11 Окт 2024, 08:27 автор tesla1
» Огамический скрипт «Аристократ».
Пт 11 Окт 2024, 01:54 автор Luka
» Что такое сигила растительного тотема (растения - помощника)?
Чт 10 Окт 2024, 23:15 автор Luka
» Как гадать на Огаме
Чт 10 Окт 2024, 21:27 автор Luka
» СТАВ ИЗ РУН ОГАМА "ЗОЛОТО ФЕЙ
Чт 10 Окт 2024, 14:37 автор Luka
» Сигила с рунами Огама "Открытые пути"
Чт 10 Окт 2024, 13:48 автор Luka
» Руны
Ср 09 Окт 2024, 23:10 автор Luka
» Сигилы «Паучий щит», «Паучья атака» (Anyi Muin)
Ср 09 Окт 2024, 22:24 автор Dzhana
» Огамический став "Рост посещаемости"
Ср 09 Окт 2024, 22:17 автор Dzhana
» Скрипт "Выход из тупика" (Anyi Muin)
Ср 09 Окт 2024, 22:03 автор Dzhana
» Тонкие тела человека
Ср 09 Окт 2024, 18:52 автор Luka
» "Карта дня" , "Расклад недели" на форуме "Девять миров"
Вт 08 Окт 2024, 22:35 автор Natali Norden
» Став "Отменяющий" (авт.Cantas)
Вт 08 Окт 2024, 22:27 автор veter_Ak