Луна ON-LINE
Яндекс
Время

Статистика

Последние темы
» Толкование сновидений от Ларисы.
Сегодня в 12:18 автор Alisa32

» ПОСЛАНИЯ АНГЕЛОВ для Вас лично
Сегодня в 12:06 автор Светлана Таволга

» Ответ на вопрос от Лэнда
Сегодня в 11:12 автор Elaya

» Лаборатория по изучению Кощунов
Сегодня в 09:38 автор Хельга

» Правила раздела диагностика
Сегодня в 06:00 автор Анастасия

» Практическая диагностика
Сегодня в 00:41 автор Николай Валитов

» Определение скрытых магических способностей.
Вчера в 19:48 автор Tiana

» Акция! Расклад "Кельтский крест" от Светы
Сб 08 Дек 2018, 22:33 автор Энжил

» Угадываем игральную карту
Сб 08 Дек 2018, 20:08 автор Belyj-Serg

» Тренировка способностей. Угадай какая руна -2
Сб 08 Дек 2018, 18:02 автор Vizitka

» Угадываем карты Зенера
Сб 08 Дек 2018, 17:32 автор Vizitka

» Акция расклад "Лодка на двоих" от Rogneda
Сб 08 Дек 2018, 15:35 автор irisska

» Анализ жизненной ситуации.
Сб 08 Дек 2018, 12:55 автор Alex_e

» Угадай Аркан Таро
Сб 08 Дек 2018, 10:27 автор Хельга

» Искусство самосохранения при лечении
Пт 07 Дек 2018, 20:34 автор Rogneda

Revolver Maps

Наша группа Вконтакте

группа в Одноклассниках

Календарь

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 6, из них зарегистрированных: 3, скрытых: 0 и гостей: 3 :: 2 поисковых систем

Vizitka, Астильба, Майя

[ Посмотреть весь список ]


Больше всего посетителей (98) здесь было Пт 25 Май 2018, 18:57
Реклама

Магический портал SannuR

Доказательства существования Бога?

Перейти вниз

Доказательства существования Бога?

Сообщение автор Хельга в Ср 27 Сен 2017, 19:22


«Вселенная – это могучая идея. В каждой частице, в каждом атоме, каждой молекуле, каждой клетке живёт и действует никем не познанная Вездесущность Творца».
Жан Гиттон (1901 - 1999)

Когда мы на улице находим ручные часы, то не размышляем о том, с какой силой циклон бушевал над кучкой металлического лома, чтобы случайно возникли эти часы. Потому что каждому ясно - их создал мастер. Но конструкция часов значительно проще клеточной структуры самого примитивного существа, например, бактерии. Насколько больше нуждался мир, наполненный жизнью, в Конструкторе, Создателе, который его замыслил и создал?

Этими мыслями мы сопровождаем объяснения английского теолога Уильяма Палея (1744- 1805), который таким образом хотел обосновать необходимость Творца.
Центральный вопрос нашей темы - доказательство существования Бога, который до нас пытались решить многие выдающиеся исторические личности.

ПОРЯДОК В КОСМОСЕ
Упорядоченность и гармония космоса были известны ещё древнегреческим философам. Мысль о том, что в этой упорядоченности проявляется план Зодчего мира, ведёт своё начало ещё от Платона.
Первые христиане не нуждались в доказательствах существования Бога. Они твёрдо верили в избавление с помощью Сына Божьего Христа, а он немыслим без существования Небесного Отца. Только когда средневековые теологи стали задаваться всеми возможными и невозможными вопросами, они почувствовали, что желательно доказать существование Бога, и сконструировали различные логические модели доказательств.

ПЕРВОДВИЖИТЕЛЬ
Древнегреческие философы и средневековые теологи считали, что кто-то привёл в движение планеты, для этого был необходим «движитель, сохранивший свою неподвижность». Это мнение разделял также английский физик и математик Исаак Ньютон. Он верил в необходимость периодического вмешательства внешней силы для поддержания планет на их орбитах.

Современная космология считает, что планеты приводятся в движение самостоятельно и естественным путем, следовательно, без «руки Господа».

КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА
Всё сущее должно иметь причину. Поскольку космос существует, то на это должна быть причина: Творец. Это «космологическое доказательство Бога» часто и по сей день служит аргументом. Однако и оно не всегда следует логике. Потому что в этом случае на вопрос: «Где первопричина для Бога?» остаётся только один ответ: «Бог не нуждается в первопричине! Он – необходимое существо, первопричину которого нужно искать в Нём самом». Следовательно, начинают доказывать с данности, что всё должно иметь причину, и завершают утверждением, что, по меньшей мере, одно существо – Бог - не нуждается в причине.

ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БОГА
В данной аргументации исходят из того, что мир осмыслен и очевидно (например, в эволюции), развивается целенаправленно. Осмысленность и целенаправленность мира представляются, однако, немыслимыми без замышляющего и осознанного Духа.
Напротив, сегодняшние естествоиспытатели в своей массе полагают, что развитие определяется множеством случайностей, и отвергают любые допущения телеологических (целенаправленных) процессов.

МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БОГА
Совесть человека, его явное моральное сознание служит доказательством того, что высшая Инстанция должна была вдохнуть такое сознание в младенца. Следовательно, «моральное доказательство» больше затрагивает не объективные моменты, а внутренний мир человека.
Метафизики, теологи и философы написали объёмные труды о «доказательствах» существования Творца; среди католиков ещё и сегодня говорят о возможности «логического познания Бога». Но ни одно из этих доказательств не может надолго убедить скептика. Ещё меньше многое из того, что теологами персонифицируется со свойствами Бога. Например, отчего на нашей Земле творится так много несправедливого и непонятного, а любящий и всемогущий Творец не вмешивается?

В 1781 году философ Иммануил Кант (1724 - 1804) опубликовал свою «Критику чистого разума», в которой показал, что все доказательства Бога являются лишь логическими построениями, лишёнными реальной основы. С тех пор философские доказательства Бога считаются невозможными, и только немногие философы всё ещё занимаются метафизикой. Таким образом, доказательства Бога практически сохраняют значение только в теологических кругах; естествоиспытатели и математики с конца XVIII века мыслят преимущественно атеистически. Хотя и среди выдающихся современных ученых встречались верующие люди: Макс Планк, Альберт Эйнштейн, Поль Дэвис и др. Но не указывают ли новейшие естественнонаучные исследования на существование Бога?

КАК МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ СЕБЕ БОГА?
Когда естествоиспытатели касаются вопроса о Боге, они, как правило, склоняются к пантеистической или деистической концепции Божества.
Пантеисты допускают присутствие Бога во всём, не проводят различий между Богом и миром, Богом и космосом. Пантеистическое божество не обязательно сверхъестественно и потусторонне, но представляет собой всеохватывающий (вселенский), движущий и несущий духовный принцип, совокупность законов природы. Эти законы, быть может, возникли одновременно с космосом и, возможно, однажды исчезнут вместе с ним. Такое представление соответствует современной космологической картине мира.

Деизм распространён с эпохи Просвещения. Он исходит из того, что Бог после создания мира не влияет на него ни чудесами, ни откровениями. Следовательно, напрасно искать точки соприкосновения мирского и Божественного, чтобы в спонтанном соединении с Богом найти доказательства Его существования. При таком воззрении о деяниях Бога при сотворении мира можно судить лишь по совершенству законов природы. Эти естественные или Божественные законы существовали ещё перед актом сотворения мира, а не возникли лишь при «Большом взрыве» (моменте начала развития расширяющейся Вселенной).
Обе картины Бога отличаются от трансцендентного, но и одновременно персонифицированного Бога в иудействе, христианстве и исламе, постоянно следящего за происходящим на Земле и, при необходимости, прямо или косвенно вмешивающегося в происходящее. Примером могут служить сверхъестественные события или поддержка определённых конфессиональных групп. Естествоиспытателям трудно поверить в Божественный произвол, во вмешательства Бога, выходящие за пределы законов природы, поскольку их действенность, неограниченная ни временем, ни пространством, является основой всех естественных наук.
Существуют также сильно разнящиеся представления о Боге и соответственно различные логические посылки доказательства Его бытия. Признаём ли мы Бога в гармонии природы, в сложных хорошо подогнанных друг к другу изменениях природных стихий, позволившим даже возникнуть существам, размышляющим о зарождении, смысле и цели Вселенной? Или мы заняты поиском переходов трансцендентного в земное и надеемся повстречать Божественное там, где бесконечно великое сталкивается с бесконечно малым? Таков, например, внутренний путь мистиков во многих религиях. Наконец, подобно людям античного мира и Средневековья, мы можем просто верить во вмешательство высших сил, в десницу Господа, устраивающую всё к лучшему. Тогда, вероятно, мы не будем искать доказательства бытия и деяний Творца, руководствуясь чьими-либо идеями.

И сегодняшние богоискатели стараются найти актуальное соединение физики и метафизики, как, например, Гельмут Хансен в своей книге «Об открытии Бога на краю Вселенной». Единственно всеобъемлющее обоснование в этом плане содержит книга жизни «В Свете Истины» Абд-ру-шина.

СОВРЕМЕННЫЕ УКАЗАНИЯ НА СУЩЕСТВОВАНИЕ ТВОРЦА
Для богоискателя деяния Творца должны были проявиться или, по меньшей мере, предчувствоваться в сотворении нашего мира. Ведь вряд ли имеются логические бесспорные доказательства бытия Бога, скорее существуют отчётливые указания на «Великого Архитектора мира». Следовательно, ни математика, ни естествознание не должны брать на себя притязания на то, что они возвещают «чистую правду».
Явное указание на существование Творца находят, например, в точной согласованности физических постоянных. Для того, чтобы мог возникнуть мир, в котором мы живём, потребовались бесчисленные этапы развития, которые, будучи точно подогнанными друг к другу, должны были завершаться именно так, как они и завершались. Действительно, лишь с трудом можно себе представить, что эти этапы – говоря об «антропологическом принципе» - могли возникнуть чисто случайно.

Следующее указание на существование Бога названо «принципом ID- разумного планирования». Этот принцип означает, что «различные свойства живого создания могут быть объяснены оптимально разумной причиной, а не косвенными процессами, например, естественным отбором». Представители этого принципа, таким образом, не приемлют распространённое неодарвинистское учение, по которому всё возникло «чисто случайно». Благодаря «ID- принципу», мы движемся в той же плоскости рассуждений, что и описанное в начале статьи «доказательство часовщика», хотя и основываемся на современных опытных данных.

Резюмируя, отметим, что если подходить к вопросу с естественнонаучными мерками и не выходить за рамки философской логики, то можно вообще ничего не узнать ни о сверхфизическом, ни о том, что со времён Аристотеля зовётся метафизикой. Современные же люди, вероятно, отнесли бы этот вопрос к эзотерике или религии.
Мы не сомневаемся в том, что существует наш космос, а также, что в нашем мире созданы именно те условия, которые служат предпосылкой нашего существования. «Условия в нашем космосе действительно представляются в своём роде единственно пригодными для форм жизни подобно тем, которые сделали нас людьми», - формулируют свою идею Джон Гриббин и Мартин Рис в своей книге «Размер Космоса». Постулат «лучший из всех миров», выдвинутый Лейбницем, близок к этому определению современных ученых.

По-человечески не стоило бы так правильно «верить» в то, что эти условия были реализованы чисто случайно. Но существуют ли план Творения, согласно которому возникло всё сущее, и Проектировщик? Научно или логически недоказуемы сам Создатель и прасуществование плана, разумеется, в той же мере недоказуемо и обратное. Даже в том случае, когда прибегают к помощи опрометчивых гипотез, например, выдвинутой физиком Хью Эвереттом теории множества миров. Он считает, что могли возникнуть или всё ещё непрерывно возникают бесчисленные миры (Вселенные). Один из бесчисленного множества миров (универсумов) сохранил (случайно) условия, необходимые для развития жизни и, наконец, нас, людей.

Подобные спекулятивные рассуждения, которые позволяют обойти мысли о существовании Творца, едва ли реальнее теологических доказательств Бога, поскольку о произвольном множестве универсумов, возможно, обнаруживаемых математическим путём, физики никогда ничего не узнают.

Следовательно, каждому отдельному человеку предоставлена возможность верить научной, атеистической модели описания мира или в мыслях и в чувствах всё же открыться Богу.

(из журнала «GralsWelt», пер. с нем.)
\ Мир Граля (45) №1, январь 2007

_________________
Tempora mutantur, et nos mutamur in illis
почта практиков форума 9mirovforum@gmail.com
акции форума http://9mirov.forum2x2.ru/t1413-topic#3204
avatar
Хельга
Смотритель
Смотритель

Сообщения : 32863
Репутация : 1780
Дата регистрации : 2016-01-09
Откуда : Midgard

http://9mirov.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Доказательства существования Бога?

Сообщение автор Хельга в Ср 27 Сен 2017, 19:24

16 доказательств бытия Бога,

или Философы и мыслители в поисках аргументов

Публикуя этот материал, мы во многом рискуем. Рискуем потому, что сегодня как многие верующие, так и неверующие, согласны с тем, что рационально доказать существование Бога нельзя. Правда, по разным причинам. Если первые считают, что это невозможно, так как Бог открывается сердечной чистоте, а не хитросплетениям разума, то вторые убеждены, что раз научно засвидетельствовать факт существования Бога нельзя, то и Бога нет, т.к. лишь наука объективна. Однако не все знают, что в христианской культуре существует многовековая традиция доказательств бытия Бога. В эпоху Средневековья такие доказательства стали популярны благодаря католическим богословам-схоластам, прежде всего Ансельму Кентерберийскому и Фоме Аквинскому. Правда, свои аргументы схоласты, как правило, обращали не к атеистам — какие атеисты в средние века! — а к верующим, для того, чтобы рациональным способом подтвердить веру. Поскольку существование Бога представлялось очевидным, «разумным», то и в мире, в жизни философы стремились отыскать очевидные, разумные тому подтверждения. Да и современному человеку как «Фоме неверующему» иногда хочется вложить перста в язвы, чтобы убедиться в подлинности христианства.
Редакция

Интересно отметить, что в православной традиции не возникло подобной школы «доказательств бытия Бога». Православие исходило и исходит из иного понимания соотношения веры и разума (хотя ни православные, ни католики, как правило, не противопоставляют разум и веру). Главным доказательством в православии был и остается сам человек, в сердце своем встретившийся с Богом. И если этой встречи не произошло, как можно уверовать! А если она случилась, то любящему сердцу уже не нужны еще какие-то аргументы!

Но ведь многие из нас обучались именно западной философии. И само мышление наше приобрело такой западный «привкус». Сколько раз нам приходилось слышать: а вы докажите, рационально обоснуйте, что Бог есть! И если по большому счету подобные доказательства вряд ли способны привести человека к Богу (такова позиция редакции), то это не значит, что они абсолютно бесполезны. Ведь для кого-то они могут стать первым шагом на пути к вере…

Мы сегодня живем не в средневековой Византии или Руси, но и не в средневековой западной Европе. Много воды утекло с тех пор, но верующий разум не переставал пытливо искать рациональные основания своей веры, находя новые и новые доказательства присутствия в мире Творца.

Нижеследующая статья — попытка перечисления и (для начала) краткого описания поисков в этой области. Конечно, не со всеми аргументами можно согласиться, и если кого-то заинтересует то или иное доказательство, редакция готова предоставить как автору, так и его оппонентам возможность для дискуссии.

1. Первое доказательство, которое можно назвать «экзистенциальным» (то есть «доказательством от существования»), формулируется так: Почему все, что есть, скорее есть, чем нет?

Ведь как создавать что-либо, так и поддерживать существование чего бы то ни было куда сложнее, чем вообще ничего не иметь. Попробуйте, например, самостоятельно спроектировать коттедж, выбрать для него подходящее место, построить и постоянно поддерживать в нем порядок… Или, к примеру, чтобы Ваш огород был действительно огородом, его нужно регулярно вскапывать, засаживать, пропалывать, поливать и т.д. Если этого не делать, огород тут же зарастет сорняками, одичает и превратится в обыкновенное поле без какого-либо следа разумного попечения.

Другими словами, существование любой вещи или структуры требует непрерывных затрат энергии; когда ее внутренний запас истощается или прекращается ее приток извне, структура разрушается. Поэтому вечное бытие Вселенной противоречит, например, второму началу термодинамики, согласно которому все звезды во Вселенной должны были бы давно погаснуть и даже атомы — распасться, если бы, как утверждают материалисты-атеисты, природа существовала вечно.

Так почему же она все-таки существует как БЫТИЕ, как прекрасный и чудесный Космос? Несомненно, только потому, что была Кем-то сотворена и с тех пор поддерживается Им.

Этот Творец — Бог, о котором сэр Исаак Ньютон (1642-1727), сформулировавший законы всемирного тяготения и движения, открывший дифференциальное исчисление, сказал: «Он пребывает вовеки; присутствует везде; Он конституирует длительность времени и пространство».

2. Второе доказательство звучит следующим образом:

Почему все, что есть, закономерно и поразительно упорядочено, несет на себе несомненный отпечаток разумного плана устройства целого? Ведь такой план не может не предполагать существования сверхчеловеческого по своим возможностям Ума, подлинно божественного Планировщика (так как закономерность — свойство разума)?

Так, Николай Коперник (1473-1543), создавший теорию о том, что в центре универсума находится Солнце, а Земля только вращается вокруг него, полагал, что эта модель демонстрирует мудрость Божию в мироздании, ибо «кто еще мог бы поместить эту лампу (Солнце) в иную или лучшую позицию?»

Когда часовщик собирает механизм часов, он скрупулезно прилаживает одну деталь к другой, берет пружину точно рассчитанной длины, определенных размеров стрелки, циферблат и т.д. В результате получается прекрасный механизм, который уже самим фактом целесообразности и рассчитанности своего устройства указывает на создавший его ум.

Но насколько же сложнее, гармоничнее и разумнее устройство всей окружающей нас Вселенной, этого прекрасного Космоса!

Альберт Эйнштейн (1879-1955), сформулировавший теорию относительности, так выразил эту мысль: «Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».

Вселенная, как говорили еще древние греки, является «Космосом», то есть прекрасно упорядоченной и гармоничной комплексной системой, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых подчинена особым законам, а все в целом управляются комбинацией общих законов, так что преследование какой-либо частной цели удивительным образом способствует достижению общей цели целого.

Поэтому невозможно допустить, чтобы все это было делом случая, а не разумного Провидения, то есть Промысла Божия.

3. «Космологическое доказательство» бытия Бога было разработано еще древними (в частности, Аристотелем) и чаще всего встречается в следующем виде: каждая вещь в мире и все, вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту последовательность, цепочку причин до бесконечности нельзя — где-то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, «повисает в воздухе».

О такой Причине говорят не только философы, но и многие естествоиспытатели и ученые. Так, знаменитый Луи Пастер (1822-1895), разработавший, между прочим, всемирно известный процесс очищения молока, который с тех пор носит его имя, часто упоминал «космическую асимметричную Силу», которая создала жизнь. Он полагал, что понятие ПРИЧИНА «следовало бы резервировать для единственного Божественного импульса, который сформировал эту Вселенную».

Понятно, что такой беспричинной причиной является Бог: «Бог не человек» — Он духовен («идеален», как мысль), то есть находится вне времени и пространства, поэтому не возникает, а существует вечно, являясь не причиной в физическом значении этого слова, но Создателем видимой Вселенной и ее законов.

4. «Антропный принцип Вселенной» как доказательство существования разумного плана устройства Вселенной и Бога был — наверное, невольно — выдвинут современной наукой, которая внезапно выяснила, что жизнь на Земле, появление человека и развитие цивилизации возможны только при наличии и сочетании чрезвычайно жестких и парадоксально маловероятных условий, которые как бы изначально заложены в самой природе: фиксированного расстояния от Солнца (немного ближе к нему — и живые организмы сгорели бы, немного дальше — замерзли, превратившись в бесчувственные глыбы льда); наличие вращения Земли, без которого на одной половине планеты царила бы невыносимая жара, в то время как другая была бы скована вечным льдом; существование у нее определенных размеров спутника, обеспечивающего сложную систему циркуляции водных потоков; полезные ископаемые и ресурсы: уголь, металлы, нефть, воды и т.п., без которых не могла бы возникнуть и развиваться техногенная цивилизация, и т.д.

Более того, у современных ученых складывается впечатление, что вся Вселенная расположена и ориентирована таким образом, чтобы на нее можно было смотреть человеческими глазами! Существующая координация, взаимосвязанность и взаимозависимость этих факторов такова, что возможность ее «случайного» появления полностью исключается.

5. Следующее доказательство созданности Космоса разумной волей также сформулировано на переднем крае современной космологии и физики, которые обратили внимание на парадоксальность существования Вселенной в том виде, в каком она существует: выяснилось, что только по четырем основным базовым физическим константам, без которых она не могла бы длительно существовать в качестве структурно организованного целого, вероятность их «случайного» возникновения и координации между собой равна примерно 10 в минус 100-й степени. А ведь базовых констант не четыре, а еще больше…

6. Следующее «телеологическое» (от греч. «телос» — исполнение, результат) доказательство бытия Бога в общем виде известно со времен античности, когда Аристотель впервые заметил наличие в организме некоторых животных и в природе явно выраженных целесообразностей. Однако только современные открытия в биологии бесспорно доказали системный характер этих телеологических механизмов и их необходимость для существования и выживания практически всех видов живых существ.

Разновидностью деятельности этих механизмов является, например, «предустановленная гармония» развития различных живых организмов, которым еще в эмбриональном состоянии как бы заранее известно, с чем им придется столкнуться после рождения.

И, — чего уже совершенно не в состоянии объяснить дарвиновская эволюционная теория, — исследования ископаемых организмов показали, что многие из них обладают органами, на тысячелетия предвосхищающими внешние условия среды, органами, которые в актуальных условиях существования этих животных абсолютно бесполезны, но действительно понадобятся данному виду через сотни поколений, когда условия существования радикально переменятся!

Возникает правомерный вопрос, на который у современной эволюционной теории нет ответа: откуда у лишенного разума тела может быть такое удивительное предзнание грядущих перемен и как оно может само вызывать в себе требуемые благоприятные мутации?!

Этот поразительный факт однозначно указывает на наличие в мире определенной и разумной программы развития, то есть Провидения, которое и называется Промыслом Божьим.

7. «Трансцендентальное» доказательство существования идеального мира и Бога отчасти было открыто Кантом и может быть представлено следующим образом: существует мир вне пространства и времени — духовный мир, мир интеллекта, мысли и свободы воли, — что доказывается наличием в каждом человеке мыслей, которые могут относиться к прошлому и будущему, то есть «путешествовать» в прошлое и будущее, а также мгновенно переноситься в любую точку пространства.

Каждый из нас, обратив сознание к источнику возникновения своих мыслей, может без труда заметить, что они появляются как бы откуда-то извне, мысль оказывается как бы проецируемым откуда-то духовным лучом, который освещает материальное бытие как солнечный зайчик — его никак, никому и никогда не удается накрыть рукой, он всегда оказывается сверху…

Таким образом человеческая мысль, якобы рождающаяся в мозгу, оказывается одновременно внутри и вне материи — она будто бы возникает благодаря нейрофизиологическим процессам в тканях мозга, окружена костями черепа, но, одновременно, принципиально существует вне любой материи, вне пространства и времени.

Благодаря этому человек ясно сознает, что обладает духовной природой, которая принципиально иная, чем физический мир, который его окружает. Но из этого следует, что эта иная природа, этот Дух, проявлением которой является человек, так же обладает и разумом, и свободой воли, как сам человек.

8. Следующее доказательство можно было бы, наверное, назвать «креационистским» — оно основывается на факте существования в природе организмов и живых систем, которые принципиально не могут развиться в подобное целое из частей эволюционным путем так, как считает дарвинизм, а могут быть только созданы вместе, как именно такое органическое целое.

К ним, например, может быть отнесена взаимосвязанная система сердца, легких и кровообращения у живых существ: невозможно представить, чтобы сначала, предположим, появилось одно только кровообращение без сердца, затем к нему постепенно «приставилось» сердце и начало перекачивать кровь и только после этого начали развиваться легкие.

9. Доказательство существования Бога и духовного мира из личного опыта — большинство людей встречалось в своей жизни со «странными» проявлениями божественного и сверхчеловеческого: как благотворного, Божественного, так и зловредного, демонического, или, наверное, чаще всего, того и другого вместе.

Чтобы не касаться для многих сомнительных «преданий старины глубокой», расскажу о случае, который произошел с моим коллегой. Он происходил из верующей семьи, но в свое время много лет преподавал «научный атеизм» в ВУЗе и, как большинство советских интеллигентов, вел отнюдь не благочестивый образ жизни. Пережив несколько личных трагедий, он осознал порочность своей жизни и решил пойти в храм.

— Когда батюшка, — рассказывал он мне, — прочитал над моей головой молитву, отпускающую грехи, и я стал вставать на ноги, какая-то неведомая сила внезапно стала бросать меня из сторону в сторону так, что я не мог стоять на ногах: прихожане поддерживали меня с обеих сторон, у меня тряслись колени и, в довершение всего, меня неожиданно охватила странная слабость. Так я впервые на самом себе ощутил демонов, находящихся в грешнике, — заключил он.

Подобных примеров можно было бы привести довольно много.

10. Доказательство от существования у ВСЕХ наций и народов представлений о Боге и сверхчеловеческих силах в той или иной форме; если индивидуумы-атеисты и встречаются у многих народов, то «атеистических» наций на Земле не бывает.

11. Доказательство от веры в Бога большинства выдающихся гениев человечества. Например, абсолютного большинства Нобелевских лауреатов.

Следует также помнить, что все ученые, способствовавшие своими открытиями появлению и развитию современной науки (Коперник, Кеплер, Ньютон, Бойль, Бэкон, Пастер, Эйнштейн) верили в Бога.

Так, родоначальник современной химии Роберт Бойль (1627-1691) начинал каждый день с молитвы; более того, 2/3 доходов его имения в Ирландии шли на помощь бедным и поддержку Церкви, а 1/3 — на распространение христианства и миссионерскую деятельность среди индейцев.

Френсис Коллинз, один из основателей генетики, говорил: «Когда мы узнаем о человеческом геноме что-то новое, я каждый раз испытываю чувство благоговения от того, что человечество теперь знает нечто такое, что до сих пор знал только лишь Бог. Я не верю в то, что научные исследования могут как-то угрожать Богу. Напротив, я думаю, что Бог только выигрывает от нашего любопытства».

12. Несомненным доказательством бытия Бога является также регулярное появление в истории человечества великих святых и религиозных деятелей, которые непосредственно имеют духовные откровения свыше и свидетельствуют тем самым о Его бытии.

Это не только такие пророки, как, например, Моисей, Исайя, Иезекииль, постоянно общавшиеся с Богом, но и праведники, озарявшие и направлявшие своим светом жизнь людей во все времена.

Возможно, достаточно будет просто напомнить читателю о таких великих русских святых, как Серафим Саровский или Иоанн Кронштадский, чтобы понять, что Бог и сейчас так же часто обращается к нам, как и в далекие библейские времена, — были бы глаза, чтобы видеть и уши, чтобы слышать.

Бог всегда с нами, это мы, по своей немощи, то удаляемся, то вновь пытаемся возвратиться к Нему.

13. Доказательство от противного: трагическая судьба проектов (и, часто, собственной жизни и судьбы) выдающихся атеистов. Самым ярким примером здесь может быть пример «дела Ленина-Сталина» и их последователей, впервые в истории попытавшихся построить атеистическое государство на «научной основе» как на территории России, так и других стран Европы и Азии.

Трагичной оказалась, например, и судьба самого лучшего философа-материалиста СССР Эвальда Васильевича Ильенкова, сына известного советского писателя, лауреата Сталинской премии по литературе. Всю жизнь обосновывая атеистический тезис о «саморазвитии материи», которая для своего существования не нуждается ни в каком духовном основании, Эвальд Васильевич нигде не мог найти в советской атеистической действительности нравственной опоры, впал в глубокую депрессию и покончил особой…

14. Широко известно и «этическое доказательство» бытия сверхчувственного мира, которое исходит из объективного существования морали и этических законов, регулирующих поведение человеческих существ.

Исследования многих философов указывают на то, что события и воздействия окружающей среды только до определенной степени могут предопределять поведение людей и принуждать их к тем или иным поступкам: как бы ни было сильно давление извне, у человека всегда есть возможность разорвать причинно-следственную связь, которой подчиняется неразумная природа и поступить как свободное существо, то есть как существо иного, нездешнего мира!

Для иллюстрации этого можно привести простой пример: почему одни люди подают милостыню, а другие нет? Казалось бы, последние поступают вполне логично и разумно — зачем же расставаться со своими средствами, деньгами, заведомо зная, что вы не получите никакой компенсации?!

Так что же принуждает первых все-таки подавать милостыню, иногда даже в значительных размерах? В физическом мире, в природе нет ничего, что могло бы объяснить подобное «нелогичное» поведение — это объяснение лежит вне этого, в сверхчувственном мире, где находятся великие нравственные идеи любви, добра и милосердия.

К этому же типу доказательств бытия Бога относится и знаменитое рассуждение Иммануила Канта, ясно показавшего, что человек в своих поступках и действиях руководствуется ценностями, которые не принадлежат материальному миру.

15. Большое распространение получило также доказательство бытия Бога под названием «эстетический аргумент», которое гласит: в природе существует удивительная сверхъестественная красота звездного неба, закатов и рассветов, Северного сияния, гармоничных картин природы, совершенного устройства прекрасных тел живых существ и т.д., которая будто специально предназначена для эстетического наслаждения разумного существа — человека — потому что помимо него в самой природе созерцать ее просто некому.

Уже упоминавшийся Роберт Бойль испытывал такое благоговение перед красотой природы, что часто говорил: «Когда я изучаю книгу природы… то часто принужден воскликнуть вместе с псалмопевцем: О, сколь многообразны Твои творения, Господи, в мудрости Твоей Ты создал их всех!»

16. Доказательство бытия Бога «от реального к абсолютному совершенству», его выдвинул Фома Аквинский: в природе существует ясно наблюдаемая градация совершенства внутри различных видов бытия, которая может быть понята только при наличии абсолютно совершенного Существа, то есть Бога.

Это доказательство сначала может показаться довольно сложным, но простой пример поможет понять его суть: если у вас есть линейка, предположим, длиной в 30 сантиметров, а у вашего коллеги — в 50 см, если существуют свернутые в рулончики метры и другие средства измерения, то все это есть только потому, что реально существуют размерность пространства (его протяженность в разных направлениях) и идея длины.

Точно так же можно было бы привести аналогичные примеры с мерами веса, времени и т.п. Но в природе наблюдаются и более сложные виды градаций, среди которых уникальное место принадлежит «восходящей лестнице» совершенства как в неживой и живой природе, так и в человеческом обществе, а также среди самих людей: есть, к примеру говоря, кривые и уродливые деревца, есть обычные, ничем не примечательные, есть «просто» красивые, но встречаются и необычно прекрасные, совершенные экземпляры. И так не только среди различных видов деревьев, но и среди различных пород рыб, зверей, внутри человеческих рас и т.д. — повсюду можно найти более и менее совершенные особи. Но эти разные степени совершенства в неживой природе (например, среди камней!), между отдельными видами предметов, живых существ и т.п., не могли бы существовать, если бы для них не было реально существующей меры абсолютного совершенства, которую, правда, мы не находим в материальном мире, но которая не может не существовать, и это совершенство — Бог!

В этом и заключается суть данного доказательства.

Таким образом, мы видим, что откуда бы и как бы мы ни начали рассматривать окружающий человека мир, все дороги неизбежно ведут к Тому, Кто его создал и украсил, Кто его постоянно поддерживает и направляет, и без Кого он бы не мог просуществовать и мгновения — к Богу.

ХЛЕБНИКОВ Георгий

_________________
Tempora mutantur, et nos mutamur in illis
почта практиков форума 9mirovforum@gmail.com
акции форума http://9mirov.forum2x2.ru/t1413-topic#3204
avatar
Хельга
Смотритель
Смотритель

Сообщения : 32863
Репутация : 1780
Дата регистрации : 2016-01-09
Откуда : Midgard

http://9mirov.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения